О храме


Рейтинг@Mail.ru



храм с воздуха

 На землях, отведенных Орским городским общественным Управлением, 1886 году была учреждена Орская православная женская община. Ей был выделен участок земли в размере 10500 кв. сажень. Община продолжила свое существование до 1897 года. Первой настоятельницей общины с 1885 года по 24 февраля 1894 года была ее основательница – монахиня Евпраксия.

В 1894 году Указом Оренбургской Духовной Консистории  от 18 февраля 1894года из Оренбургского Успенского женского монастыря настоятельницей назначена монахиня Евлампия (в миру Ефимья Никитична  Васильева).

В 1897 году монахиня Евлампия подала прошение Его Преосвященству Преосвященнейшиму Владимиру, епископу Оренбургскому и Уральскому, об открытии монастыря в городе Орске Оренбургской епархии следующего содержания: «На основании указа Святейшего правительствующего указа Святейшего правительствующего Синода от 25 октября 1888 года за № 5347, Покровская женская община имеет в настоящее время

1. Усадебной земли, отведенной Орской городской управой на правах собственности 10500 кв. сажень, обнесенной уже со всех сторон каменной оградой на протяжении 420 сажень и высотою до 4 аршин.

2. Внутри ограды:

а) деревянный на каменном фундаменте храм во имя святой мученицы Параскевы со всеми принадлежностями для священнослужения;

б) большой деревянный корпус под железной крышей;

в) снизу каменный, а вверху деревянный корпус под железной крышей для жилья сестер, просфорни и мастерской;

г) на каменном фундаменте корпус деревянный, вмещающий трапезную с кухней и школу грамотности для девочек;

д) еще два меньших корпуса деревянных для жилья сестер.

Земли помимо города Орска в 15 верстах от города 534,4 десятин.

В это время в Покровской общине проживало семь монитейных монахинь и семьдесят послушниц.»

В 1898 году Указом Оренбургской Духовной Консистории от 30 ноября за № 111532 монахиня Евлампия возведена в сан игуменьи.

12 сентября 1898 года образован монастырь, в котором стало монашествующих 14 человек, указанных послушниц 6 человек, послушниц 91 человек – всего 111 душ. Монастырь III класса.

Согласно страховым оценкам 1910 года Покровскому женскому монастырю принадлежат нижеследующие строения:

1. Главный храм каменный (из кирпича) одноэтажный. Как написано в отчете монастыря за 1916 год: «Устроен по мысли и по деланию настоятельницы монастыря игуменьи Евлампии, казначеи монахини Феогнии и прочих насельниц монастыря, с разрешением Епархиального начальства.

Строительство храма началось по плану коллежского асессора Аркадия Иосифовича Савиныча, благословленному епископом Владимиром, на средства, заработанные  трудами насельниц монастыря и на пожертвования благотворителей по сборным книжкам в разных городах империи. По этому вопросу были изданы  Указы Оренбургской Духовной Консистории от 17 ноября 1898 года за № 11185 и 27 августа 1905 года за № 11038. 17 августа 1895 года составлена смета к проекту на постройку каменного храма.

Закладка храма совершена 15 июня 1899 года и по недостатку средств постройка продолжалась около 10 лет. В августе 1905 года постройка храма была окончена и установлен иконостас. Игуменья Евлампия телеграммой от 28 сентября 1907 года испрашивает Его Преосвященство поднять кресты на храм 30 числа. 24 августа 1908 года вновь выстроенный при Орском женском монастыре храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Его Преосвященством Иакимом епископом Оренбургским и Уральским.

Как описывают в отчете монастыря: «Каменный храм был  с деревянным куполом, обитым железом, окрашен масляной краской, внутри оштукатурен, окрашен масляной краской и расписан святыми изображениями. Храм семиглавый, покрыт железом. Кресты на главках чугунные. И главки и кресты окрашены алюминию. Храм имеет вышины от фундамента и до верхнего карниза 5 сажень, и длины 17 сажень и 1 аршин. Больших окон с двойными рамами 16 штук, малых на главках и других местах 7 штук, дверей наружных створчатых обшитых железом, 3 штуки, и однополотных 2 штуки; внутренних створчатых 5 штук и однополотных 4 штуки. Иконостас: длинна 8 саженей 2 аршина, высота 13 с четвертью аршин. При храме отделение для сторожки и псалтирной отапливается двумя круглыми печами».

Храм  был освящен при игуменьи Евлампии Его Преосвященством епископом Иакимом 24 августа 1908 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Правый придел освящен в честь Божий Матери Казанской, с разрешения Его Преосвященства епископа Феодосия от 28 октября 1911 года за № 7067, 27 ноября 1911 года освящен благочинным Орского округа протоиереем о. Максимом Худоносовым. Левый придел освящен в честь Святителя Николая Чудотворца.

Колокольня каменная, в три яруса, непосредственно примыкает к храму. Колокола подняты 1 октября 1907 года на третий ярус. «Общая высота до верхнего карниза 12 сажень. Главка покрыта белым железом и окрашена серебристой алюминию. Крест чугунный, покрыт алюминию.          Входной коридор деревянный, длинна 4 сажени, ширина 2 сажени, высота до карниза 5,2 аршин. Коридор покрыт, и ставни обиты кровельным железом и окрашены масляной краской.»

Храм был расположен посреди монастырской ограды, обнесенной каменной стеной и ближайшая к нему постройка: с западной стороны каменный корпус занимаемой игуменьей на расстоянии 10 сажень, и с северной стороны деревянный на каменном фундаменте корпус для общежития на таком же расстоянии.

2. «Другая деревянная церковь домовая во имя св. мученицы Праскевы, но в 1901 году с разрешением епископа Владимира перестроена по плану на бутовом фундаменте. Построена из хорошего соснового леса и покрыта черным железом. Пятиглавый. Кресты на главках деревянные, обиты простым белым железом. И главки и кресты окрашены серебристой алюминию. Церковь внутри окрашена масляной краской, а снаружи выбелена известью.

По Указу Оренбургской Духовной Консистории от 28 августа 1909 года за № 12673 деревянная церковь обложена снаружи кирпичом. Церковь от фундамента до верхнего карниза 3,2 сажени, ширина 10 сажень и «длина 11 сажень 2 аршина. Больших окон 16 штук и малых 4 штуки; дверей наружных створчатых 3 штуки и внутренних 3 штуки. Длина иконостаса 14 с половиной аршин, высотою 8 с половиной аршин. Входной коридор: длинна 6 сажень 1 аршин, ширина 2 сажени 2 аршина, высота 7 аршин, обшит тесом, с железной дверью и двумя боковыми створчатыми столярной работы дверями. К храму с южной стороны примкнут трехстенок для строжки длиною 7 аршин, шириною 5 аршин и высотою 4 аршина, обложенный кирпичом с двумя входными дверями, и окон размером 1 аршин на 1 аршин 10 вершков.

Храм стоит в ограде монастыря, и ближайшая к нему постройка: корпус, занимаемый игуменьей и с северной стороны деревянный флигель  в две кельи на каменном фундаменте на расстоянии 35 саженей».

Постройка и ремонт церкви произведены на общие средства монастыря и пожертвования разных благотворителей по сборным книжкам.

С благословления епископа Владимира церковь освящена в 1902 году 10 октября протоиреем о.Павлом Дроздоновым, при игуменьи Евлампии. Колокольни церковь не имеет.

3. «Каменный корпус, занимаемый игуменьей монастыря, одноэтажный, с кухонным помещением под ним, некрашеный, покрыт железом, окрашенным зеленной масляной краской. Длина корпуса 8 саженей, шириной 6 саженей, высоты до карниза 2 сажени. Окон 22 штуки размером 1 аршин 4 вершка на 2 аршина 4 вершка и 4 малых окна, размер рам 1 аршин 5 вершков на 1 аршин 4 вершка с двойными рамами, дверей двустворчатых столярной работы наружных 3 штуки и внутренних 8 штук, и одностворчатых простых 6 штук. При корпусе с восточной стороны каменный коридор, передняя длина его 4 аршина 5 вершков, ширина 5 аршин 5 вершков и высотой 5 аршин, и стеклянная галерея длиною 6 аршин, шириною 5 аршин 5 вершков и высотою 6 аршин. Все покрыто железом, с западной стороны другой входной каменный коридор длиною 6 аршин, шириною 5 аршин и высотою 5 аршин покрыт железом.

4. Корпус для общежития в центре ограды, деревянный, одноэтажный, оштукатуренный, на деревянном фундаменте, крыт железом, окрашен зеленной масляной краской. Длина корпуса 12 саженей, ширина 7 саженей 2 аршина, высота до карниза 6 аршин, всех окон 28 штук размером 2 аршина 2 вершка на 1 аршин 4 вершка с двойными рамами, дверей наружных 19 штук, внутренних двухстворчатых 7 штук и однополотных 9 штук. При корпусе два входных коридора длиною 5 аршин, шириною 7 аршин 5 вершков и высотою 4 аршина. Расстояние до корпуса школы 18 саженей.

5. Двухэтажный корпус школы и рукодельной, низ кирпичный, верх деревянный, внутри оштукатуренный, покрыт железом, окрашенным зеленой масляной краской . Длина корпуса 11 с половиной сажени, ширина 5 саженей  и высота 4 сажени , окон с двойными рамами 24 штуки. При корпусе два входных коридора длиною 2 сажени, шириною 4 аршина и высотою 2 сажени каждый.

6. Двухэтажный общежительный корпус (просфорная), низ из дикого камня с облицовкой внутри кирпичом, верх деревянный, оштукатуренный снаружи и внутри , покрыт железом. Длина корпуса 8 саженей, ширина 4 сажени 1 аршин, высотою  3 сажени 1 аршин, всех окон 19 шт.

7. Двухэтажный общежительный корпус (трапезная и кухня), низ из дикого камня с облицовкой внутри кирпичом, верх деревянный, оштукатуренный снаружи и внутри , покрыт железом. Длина корпуса 10 саженей, ширина 4 сажени 1 вершок, высотою до верхнего карниза 3 сажени 1 аршин.

8. Деревянный флигель в две кельи на каменном фундаменте, крыт железом, снаружи и внутри оштукатурен. Длина флигеля 4 сажени, ширина 4 сажени и высота 4 аршина.

9. Корпус из дикого камня покрыт железом. Длина корпуса 10 сажень 1 аршин, ширина 3 сажени 1 аршин, высота до карниза 4 с половиной аршина, оштукатурен.

10. Погреба, сараи, заводни и конюшни из дикого камня под одной общей железной крышей, длина 27 саженей, ширина 4 сажени, высота до карниза 4 с половиной аршина.

11. Прачечная из дикого камня, южная стена кирпичная, покрыта железом, длина 8 саженей, ширина 3 сажени 1 аршин, высота до карниза 3 с половиной аршина.

12. Сараи и кладовые из дикого камня, под одной обшей железной крышей. Сараи построены в три стороны:  с восточной, южной и западной. Общая длина 47 саженей, ширина 3 сажени, высота 5 аршин.

12.Баня деревянная из пластин, покрыта железом, длина 4 сажени, ширина 4 сажени, высота 4 аршина.

13. Ветряная водокачка на 6 столбах и 4 крыльях. При ней деревянная из пластин будка и деревянный барак 500 ведер воды.

14. Церковно-приходская монастырская школа одноэтажная, деревянная из строевого леса на каменном фундаменте, внутри оштукатурена, покрыта железом. Длина 7 саженей, ширина 4 сажени и высота 5 аршин. Входной коридор с улицы длиною 12 аршин, шириною 4 аршина и высотою 5 аршин. К школе с восточной стороны пристроен трехстенок – комната для учительницы, длина 8 с половиной аршина, ширина 8 аршин и высота 5 аршин и сени во внутрь ограды с одной входной одностворчатой дверью. Школа стоит в северо-западном углу монастырской ограды на расстоянии 26 саженей от деревянного храма и деревянного флигеля 18 сажень.

За оградой монастыря:

1.               Дом священника одноэтажный, из дикого камня, внутри облицован кирпичом, снаружи и внутри оштукатурен, покрыт железом. Длина дома 7 саженей 2 аршина, ширина 4 сажени 1 аршин, высота до верха карниза 2 сажени.

2.               Дом диакона одноэтажный, кирпичный, внутри оштукатурен, покрыт железом. Длина дома 6 саженей 1 аршин, ширина 4 сажени 1 аршин и высота 2 сажени 1 аршин.

3.               Баня деревянная, крыта железом.

4.               Ледники: два из теса под общей железной крышей.

5.               Хлева из теса под общей железной крышей.

Монастырь имел крупное подворье в городе Оренбурге на улице Извозчичьей (ныне Яицкой) между переулками Косогорным и Малым. Согласно страховой ведомости РГИА ф. 799, оп.33, д.1168 на подворье были следующие строения:

1.               Каменный дом двухэтажный высотою 10 аршин, длиною по фасаду 16 аршин и шириною 18 аршин, покрыт железом, при доме дощатые сени, высотою 10 аршин, шириною 3 аршина и длиною 7 аршин. Кроме того, при доме существуют и другие дощатые сени высотой 3 с половиной аршина, шириной 2 аршина и длиною 4 аршина 12 вершков, построен в 1910 году.

2.               Каменный (простого камня) флигель высотою 3 аршина, шириною 9 аршин 8 вершков и длиною 15 аршин, покрыт железом. Построен в 1888 году.

3.               Каменный (из кирпича) флигель высотою 3 с половиной аршина, шириною 7 аршин и длиною 10 аршин, покрыт железом. Построен в 1904 году.

4.               Флигель деревянный высотою 3 с половиной аршина, шириною 7 аршин и длиною 8 аршин, покрыт железом. Флигель снаружи и внутри оштукатурен. Построен в 1888 году.

5.               Деревянный каретник с погребами длиною 24 с половиною аршина, шириною 7 аршин, высотою 4 аршина с дощатым полом и потолком, наверху сеновал с двумя наружными входами, покрыт железом, построен в 1910 году.

6.               Дровяник деревянный, длиною 13 аршин, шириною 7 аршин, высотою 3 аршина с дощатым потолком, на верху сеновал с одним входом, покрыт железом. Построен в 1910 году.

7.               Навес деревянный длиною 9 аршин, шириною 9 аршин, высотою 4 аршина. Построен в 1910 году.

8.               Забор деревянный – кругом 64 аршина, высотою 4 аршина и ворота двустворчатые с калиткой».

18 ноября 1915 года игуменья Евлампия уволена от занимаемой       должности настоятельницы – на покой.

Настоятельницей монастыря стала игуменья Серафима, в миру Надежда Викторовна Контрова.

В это время в монастыре было 33 монахини, три указанные послушницы, по ведомостям всего 82 послушницы.

По отчету 1916 года монахинь было 33, указные послушницы 3 человека, послушницы 82 человека. Всего 118 человек.

По данным отчета монастыря за 1916 год:

«В монастыре были мастерские:  рукодельная одеяльная, живописная мастерская,     -пекарня, чеботарная мастерская, чулочная рукодельная, пуховая мастерская,белошвейная мастерская, прачечная.

 Храмовые праздники. Особенно чтимые иконы. Святые мощи и крестные ходы.

Одни из главных храмовых престольных праздников – 1-ого октября(ст.ст) Покров Пресвятой Богородицы; и 28-ого октября память Святой Мученицы Параскевы.

Торжественно, ежегодно в девятую пятницу по Пасхе, проводился праздник в честь и память Чудотворной иконы Божьей Матери «Табынская», в это время бывало большое стечение народа из окрестных сел.

Особенно почитаемая икона Божьей Матери именуемая «Казанская». Праздник этой иконы совершается 22-ого октября и 8-ого июля.

В храме имелось: «часть святых мощей преподобной Евфросинии Игуменьи Полоцкой из Киева. Приобретенные по указу Оренбургской Духовной Консистории от 30 сентября 1903 года за №11984 и отношений Начальника Киево-Печерской Лавры от 9 сентября 1903 года № 14164. И часть мощей Святой Благоверной княгини Анны Кашинской, приобретенных в 1911 году.

Крестные ходы бывают: на Пасху с Артосом вокруг церкви ежедневно, а в пятницу на колодец. В девятую пятницу вокруг монастыря».

Кладбище и часовни.

Кладбищ в монастыре было два. Одно в церковной ограде, а другое во дворе монастыря, на котором кроме монашествующих хоронили и мирян за особую плату. Часовен было у монастыря пять.  (Какие пока не установлено).

Библиотека.

Библиотека состояла из 122 книг догматического и духовно – нравственного содержания. Кроме того, в библиотеке были духовные журналы с приложениями. Книги приобретались благотворителями, и хранились в особом шкафу.

Архив

В архиве хранились дела, относящиеся к монастырю с 1884 года по 1913 год. Приходные и расходные книги, ведомости о монашествующих и послушницах, церковная и Епархиальная ведомости и все документы монастыря.

Монастырские земли и доходные дома. (Из отчета 1916 года)

Монастырь владел четырьмя земляными участками:

«Участок Высочайше дарованный земли войсковых земель в размере 334 десятин 960 сажень на реке Ори. Документ – план.

Участок пустошь «Лиманная» размером 243 десятины 480 сажень, находится смежно с войсковой землей. Приобретена по духовному заявлению дочери сотника Екатерины Петровны Ветошниковой от 9 октября 1894 года за №1.

Участок земли называемый пустошь «1-я Гришенская», в количестве 249 десятин на речке «Гришенской». Пожертвована по духовному завещанию вдовы сотника Натальи Андреевны Угрюмовой. Документ: Дарственная от 27 августа 1903 года за №121.

Участок земли размером 170 десятин на речке «Каяме», пожертвован по духовному завещанию крестьянина 3-ей Усерганской волости Орского уезда Василия Романовича Объедкова. Документ: Вводный лист №37 и план.

Всеми вышеназванными участками земли монастырь пользуется хлебопашеством и сенокошением.

Монастырь имеет в Оренбурге подворье. Пожертвованные купчихой Анастасией Ивановной Валявиной в 1897 году. И в нем каменный двух этажный дом построенный в 1910 году. Дом сдается под квартиру за 700 рублей в год.

Неприкосновенные капиталы монастыря.

Два билета Государственной комиссии погашения долгов за №18276 от 2 апреля 1902 года на 300 рублей пожертвованные вдовой священника Анной Кирилловной Тоболкиной. И 1000 рублей от Анны Михайловны Балтенковой за №04815 полученный 1 мая 1912 года.

Десять листов Государственной 4% ренты сторублевого достоинства получены от Феодора Онуфриевича Нечаева на 1000 рублей.

Пять листов Государственной 4% ренты по 200 рублей получены от Александра Степановича Качурина на 1000 рублей.

Один лист Государственной 4% ренты сторублевого достоинства по духовному завещанию Иустинии Егоровны Жарковой на 100 рублей.

Всего неприкосновенного капитала 3400 рублей.

Капиталы, предназначенные для пользования процентами   монастырскому причту.

Два билета Государственной Комиссии Погашения долгов за №02125 на 500 рублей, за №03035 на 400 рублей получены от Стефаниды Ивановны Лаврентевой.

Книжка Государственной сберегательной кассы за №337, за №5245 получена от неизвестных на 1511 рублей.

Один лист Государственной 4% ренты сторублевого достоинства за №0337  получен по завещанию Иустинии Егоровны Жарковой на 100 рублей.

Всего в пользу монастырского причта получено капитала в процентных бумагах на сумму 2511 рублей.

Движение монастырских сумм (отчет 1913 года)

От 1912 года оставалось наличными 928 рулей 26 копеек.

Вновь поступило в 1913 году наличными 5779 рублей.

Израсходовано в течении 1913 года наличными 5460 рубле 62 копейки.

Осталось к 1-ому января 1914 года наличными 1246 рублей 64 копейки.

 Послужные списки 1916 года.(священно – церковнослужителей с их семьями)

«Священник Владимир Александрович Чемезгин:

По происхождению дворянин. Родился 11-ого июня 1888 года. 14 апреля 1913 года награжден набедренником. 5 июля 1916 года награжден скуфьей. Имеет медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых. Братских доходов получает до 1500 рублей в год и 739 рублей 92 коп. за законоучительство в Орской женской гимназии

4 июня 1908 года окончил курсы Оренбургского реального училища. В декабре 1909 года по богословским предметам сдавал экзамен при Оренбургской Семинарии.

5 января 1910 года, Резолюцией Преосвященнейшего Иоакима, назначен на место священника в Покровскую церковь Кумакского поселка, Орского Уезда.

30 января 1910 года Преосвященнейшим Дионисием рукоположен в диаконы. А 2 февраля 1910 года им же рукоположен в священника.  С 15 сентября 1910 – по 15 сентябрь 1912 состоял законоучителем Кумакских мужской и женской казачьих школ. Согласно прошению настоятельницы Орского Покровского женского монастыря, резолюцией Преосвященнейшего Феодосия, 19 сентября 1912 года за №7164 перемещен на священническое место названного монастыря. Состоит заведующим и законоучителем Евангелия Монастырской церковно– приходской школы с 23 ноября 1912 года.  Резолюцией Преосвященнейшего Феодосия, от 28 ноября 1912 года за №9188, утвержден в должности члена Орского уездного Отделения Оренбургского Епархиального Училищного Совета. С 22 декабря 1912 года по 1 июля 1914 года состоял законоучителем Орского частного реального училища. Состоял законоучителем Орской женской гимназии с 23 января 1914 года.

Семейное положение.

Женат. В семействе у него жена Ксения Петрова, родилась 2 октября 1890. Дети: Елена, родилась 26 марта 1912 года, и Вера, родилась 6 сентября 1913 года. Мать его Варвара Павлова, родилась 30 сентября 1848 года. Жива до настоящего времени его младшая дочь – Наталья, в замужестве Орлова, 1917 года рождения, проживает в г.Орле.

Священник Петр Федорович Маляровский:

Из рода духовенства. Родился 29 сентября 1869 года. 14 апреля 1913 года награждается набедренником. 5 июля 1916 года награждается скуфьей. Имеет медаль в память царствования Императора Александра третьего. Имеет свидетельство на право ношения на груди Высочайше утвержденный в память 300-летия Царствования Дома Романовых … бронзовой медали. Братских доходов получает до 1000 рублей в год. И за законоучительство во втором мужском приходском училище 120 рублей в год, за законоучительство во втором женском училище 120 рублей в год.

Обучался в Оренбургском духовном училище, откуда был уволен из третьего класса. 15 сентября 1887 года Преосвященным Макарием определен псаломщиком к Покровской церкви села Ново – Покровского Орского уезда.  Тем же Преосвященнейшим посвящен в стихарь. Им же 17 июня 1890 года рукоположен во диакона с оставлением на том же месте. 15 июня 1896 года Преосвященейшим Николаем переведен к Орскому Спасо – Преображенскому Собору. С 1901 по 1908 года утверждением Епископа … членным казначеем Орского Уездного Отделения Оренбургской Епархии Училищного Совета. Епископом Владимиром переведен на настоящее место. 16 октября 1903 года Преосвященейшим Иоакимом за усердное и ревностное исполнение обязанностей по должности казначея Орского Отделения Оренбургской Епархии Училищного Совета преподано Архипастырское благословение. Преосвященнейшим Дионисием во исполнение резолюции Преосвященнейшего Феодосия от 24 ноября 1910 года за №4389 рукоположен во священника. На занимаемое место псаломщика, но с правом получения, согласно резолюции Преосвященнейшего Феодосия от 10 декабря 1910 года за №4601 одной третьей части причтового дохода. Распоряжением Директора народных училищ от 12 августа 1911 года за №2441 назначен на должность законоучителя Орского второго женского одноклассного училища. Резолюцией Епископа Феодосия от 8 октября 1912 года за №7791 назначен на штатное диаконское место при Орском женском монастыре. Резолюцией Епископа Фиодосия от 28 ноября 1912 года за №9188 последовавший при журнале от 2 ноября 1912 года за №34, утвержден в должности члена Орского Отделения Оренбургской Епархии Училищного Совета. Резолюцией Епископа Мефодия от 25 августа 1915 года за №4338, утвержден в должности смотрителя Орского свечного склада.

Семейное положение.

В семействе у него: жена Анастасия Гаврилова, родилась 9-ого марта 1871 года.  Дети: Павел, родился 1 июня 1897 года, воспитанник 4 класса Оренбургской Духовной Семинарии. Аркадий, родился 24 февраля 1899 года, воспитанник 3 класса Оренбургской Духовной Семинарии. Владимир, родился 29 июня 1901 года, воспитанник Оренбургского Духовного Училища. Николай, родился  8 мая 1903 года, воспитанник Оренбургского Духовного Училища. Любовь, родилась 15 августа 1905 года. Александра 12 апреля 1908 года. Виктор, родился 24 октября 1910 года. Таисия, родилась 23 сентября 1912 года.

Диакон на псаломщической вакансии  Петр Петрович Рыжков.

Из мещан. Родился 17 июня 1889 года. Имеет серебряную медаль в память 25-летия церковно-приходских школ и медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых. 6 мая 1914 года награжден серебряной медалью на Станиславской ленте, для ношения на груди с надписью «За усердие». Братских доходов получает 500 руб. в год.

10 июня 1905 года окончил курс Орского Городского 4-х классного Училища. Журнальным Определением Орского Уездного Отделения Оренбургской Епархии Училищного Совета от 6 сентября 1905 года за №7 назначен на должность учителя Ивановской … школы грамоты Орского Уезда. Журнальным определением того же Отделения от 20 августа 1907 года за №5 переведен в Михайловскую церковно-приходскую школу Орского уезда. В сентябре 1907 года по экзамену в Педагогическом Совете Оренбургской Гражданской Гимназии приобрел звание учителя начальных училищ …… Журнальным определением Орского Уездного Отделения от 27 августа 1908 года за №5 переведен в Крымскую церковно-приходскую школу Орского уезда. Журнальным Определением того же Отделения от 9 февраля 1909 года за №3 переведен на должность учителя Михайло-Архангельской церковно-приходской школы города Орска. Резолюцией Преосвященнейшего Мефодия, Епископа Оренбургского и Тургайского от 19 ноября 1916 года за №5236 назначен на псаломщическое место в покровской церкви Орского женского монастыря. 11 декабря 1916 года тем же Преосвященным рукоположен во диакона на занимаемое место.

Семейное положение.

Дети: Николай, родился 22 июня 1909 года. Александр, родился 12 марта 1912 года. Павел, Женат. В семействе у него: жена Евдокия Петрова, родилась 6 марта 1891 года.

Послужной список и ведомости о настоятельницах, монашествующих и послушницах      Орского Покровского женского монастыря. За 1916 год.

«Настоятельница монастыря Игуменья Евлампия:

В возрасте 73 лет. Образование получила домашнее, писать, читать умеет, из мещан города Оренбурга, Евфимия Никитина Васильева. Девица. В монашество пострижена в Оренбургском Успенском женском монастыре 9 ноября 1881 года с именем Евлампия.

Поступила в Оренбургский женский Успенский монастырь в 1866 году.   Проходила разные послушания. По назначению игуменьей ездила по сбору на построение монастырского храма. Исправляла должность пономарки, наблюдая за порядком в алтаре до 1870 года. Отправлена сестрой милосердия при подвижном госпитале Оренбургского местного управления  Общества Красного Креста в 1876 году. Каковое послушание исполняла до 5 мая 1878 года. За усердную службу при больных и раненых имеет похвальные свидетельства от подлежащего начальства за № 13,70,198 и бронзовую медаль в память Турецкой войны 1877-1878 г. для ношения на груди.

В 1883 году послана по сбору на один год. Вновь проходила церковные послушания, наблюдая за порядком в алтаре до 1891 года.

Указом Оренбургской Духовной Консистории от 18 февраля 1894 года за №1796 назначена настоятельницей Орской Покровской женской Общины, в каковую должность вступила 24 февраля 1894 года.

По Указу Духовной Оренбургской Консистории в 1897 году 2-го декабря за № 7051 награждена архипастырским благословением за особые усердные труды по благоустройству вверенной ей общины.

Указом Святейшего Правительствующего Синода от 18 ноября 1898 года за № 6854 данным на имя Его Преосвященства Епископа Владимира, утверждена в должности настоятельницы Орского Покровского женского монастыря с возведением в сан Игуменьи.

Указ Оренбургской Духовной Консистории от 30 ноября 1898 года за № 11532.

Определением Святейшего Правительствующего Синода от 13 апреля 1901 года за № 1331 награждена наперсным Крестом от  Святейшего Синода, выданным указом Оренбургской Духовной Консистории от 29 мая 1901 года за № 5887.

По Указу Оренбургской Духовной Консистории от 4-го февраля 1903 года за №1676 награждена наперсным серебряным с украшениями Крестом по ходатайству казначея монастыря монахини Феогнии и старших сестер.

По Указу Оренбургской Духовной Консистории от 27 мая 1909 года за № 7463 награждена золотым наперсным Крестом. Высочайше пожалованным из кабинета Его Императорского Величества за ревностные труды по сооружению и благоукрашению нового каменного Храма 6 мая 1909 года.

По Указу Оренбургской Духовной Консистории за № 16156 от 27-го октября 1914 года награждена наперсным золотым с украшениями крестом, высочайше пожалованным из кабинета Его Императорского Величества по определению Оренбургского Епархиального училищного Совета от 23-го января 1915 года награждена архипастырским благословением за № 4240 во внимание к трудам по построению монастырского школьного здания 18-го августа 1915 года.

Указом Святейшего Правительствующего Синода от 18-го ноября 1915 года за № 16012 по прошению уволена от занимаемой должности настоятельницы на покой.

Указ Оренбургской Духовной Консистории за № 18120 от 15-го декабря 1915 года.

Настоятельница монастыря игуменья Серафима:

В возрасте  55 лет. Домашнее образование, дочь кондуктора. Девица, в миру Надежда Викторовна Коquot;quot;нтрова. В монашество постриглась в Покровском женском монастыре в 1904 году.

Поступила в Рождество-Богородинский монастырь Гродненской Епархии, послушницей в 1879 году. Проходила разные послушания. В 1888 году утверждена в должности ризничей. Переведена в Покровский женский монастырь Оренбургской Епархии в должности казначея монастыря 1904 год. Назначена … настоятельницей монастыря в 1906 году. По прошению уволена от должности настоятельницы монастыря и переведена в Челябинский женский монастырь в 1906 году. Состояла заведующей в Серафимовской Общине Челябинского уезда по Указу Оренбургской Духовной Консистории № 883 от 1913 года.

Указом Священного Синода от 24 февраля 1916 года за № 2528 назначена на должность настоятельницы Орского Покровского женского монастыря с возведением в сан игуменьи.

В каковую должность вступила 4 апреля 1916 года.

Казначея монастыря Монахиня Магдалина:

Возраст- 49 лет. Образование получила домашнее, читать, писать умеет. Родом из мещан города Орска. В миру Мария Кузмина Козлова. Девица. В монашество пострижена в сем монастыре 21 июня 1905 года с именем Магдалина.

Поступила в устраивавшуюся в городе Орске Покровскую женскую Общину при настоятельнице Монахине Евпраксии и проходила разные послушания до 1898 года. По назначению Игуменьи Евлампии ездила по сбору на построение Храма. Состояла экономкой по хозяйственной части до 1906 года.

В 1907 году послана по сбору на один год. Вновь проходила послушание экономки до 30 сентября 1909 года. Указом Оренбургской Духовной Консистории от 2-го октября 1909 года за № 5066 определена к исправлению должности казначея монастыря. Резолюцией Его Преосвященства Епископа Феодосия от 11 сентября 1911 года за № 5778, утверждена в должности казначея Орского монастыря. Предписание Благочинного градо-орского Округа Протоирея о. М. Худоносова от 29 сентября 1911 года № 583.

Характеристика: очень тщательно проходит послушание.

Казначея монастыря Монахиня Диодора:

Возраст 46 лет. Читать и писать умеет. Из мещан. В миру Дария Георгиева … , девица. В монашество пострижена в сем монастыре 17 февраля 1912 года с именем Диодора. Поступила в Орскую Покровскую женскую общину 20 февраля 1887 года. Проходила послушание клиросное – была уставщицей и регентшей монастырского хора певчих до 1910 года. Заведующей рукодельной белошвейной до 1916 года. По Указу Оренбургской Духовной Консистории от 20-го июля 1916 года за № 9552 и резолюцией Епископа Мефодия от 1-го июля 1916 года за № 2872 утверждена в должности казначея Покровского монастыря, в каковую должность вступила 10-го октября 1916 года.

Характеристика: Кроткого характера и весьма усердно проходит послушание.

Благочинная монастыря монахиня Агния:

Возраст — 65 лет. Образование получила домашнее, читать, писать умеет. Из мещан города Орска. Анастасия Кузьмина Шуваева, девица. В монашество пострижена в Оренбургском Успенском женском монастыре 9 сентября 1897 года с именем Агния. Поступила в устраивавшуюся женскую общину 5 мая 1885 года. Проходила разные послушания. По назначению игуменьи ездила по сбору на построение монастырского храма. Указом Оренбургской Духовной Консистории определена к исправлению должности благочинной. Каково послушание исполняет.

Характеристика: Очень усердно трудится.

История храма Покрова Пресвятой Богородицы Орского благочиния, Оренбургской епархии от дня закрытия монастыря.

В 1925 году монастырь закрыли, монахинь выгнали, и они разошлись по окрестным домам. Пока точно не установлено где поселились монахини и игуменья Серафима после изгнания. В 1926 году на территории монастыря расположилась кавалерийская часть. Храм Покрова Пресвятой Богородицы был в запустении и частично разрушен.

Из Протокола №1. Заседания секретариата Оренбургского окружного исполнительного комитета советов за 10 апреля 1929 года:

«Принимая во внимание, что каменная церковь бывшего женского монастыря фактически находится в использовании  полка с 1926 года, просить Областной исполком возбудить ходатайство перед ВЦИК о юридическом закреплении этой церкви за полком для культурных нужд последнего». 24 апреля 1929 года, заседанием секретариата окружного исполнительного комитета советов, передали каменную церковь военному ведомству.

Затем территорию заняла военная часть связи. В городе она была известна под названием «Парус». Здание церкви не использовалось. Когда в 1959 решили из храма сделать клуб, заказали проект, то в нем было приведено описание состояния храма на момент восстановления.

Описание здания храма до реконструкции 1959 года.

«Здание церкви, реконструируемое под клуб, построено в середине 19 века. Стены выложены из высококачественного красного обожженного кирпича на сложном растворе. Толщина стен 1.40 – 1.45 метра. Снаружи кладка выполнена с расшивкой швов, внутри стены были оштукатурены. В настоящее время штукатурка почти повсеместно отвалилась. Перекрытие осуществлено в виде цилиндрических и крестовых кирпичных сводов по кирпичным столбам и стенам с металлическими стяжками в арках. В настоящее время перекрытие отсутствует над центральной частью (шестигранное отверстие светового фонаря) и над входным приделом церкви. Крыша над основной частью здания отсутствует, а над пристройками находится в полуразрушенном состоянии и подлежит замене. Заменить следует также заполнение дверных и оконных проемов, которые либо отсутствует, либо очень обветшало. Полы отсутствуют во всех помещениях, за исключением помещения, где проектируется котельная. Здесь полы деревянные по лагам на кирпичных столбиках. В настоящее время к зданию церкви сделаны 2 деревянных пристроя:  один образует холодный тамбур. Перед главным входом, и представляет собой деревянный каркас, обшитый досками и обитый со всех сторон кровельным железом; Второй, меньший по размерам, также деревянный обмазанный глиной и побеленный. Оба эти пристроя подлежат разборке. Здание имеет высокий цоколь, верх которого окаймлен цокольным профилированным камнем. Три входных крыльца в здание выполнены из прочного розового ракушечника и нуждаются в частичном ремонте. Отопление было печным».

Генеральный план.

«Здание клуба расположенное на территории в/г №5 Орского гарнизона, в близи от здания штаба. Ориентация здания – широтная с алтарными абсидами, обращенными на восток. С юго-запада и востока здание обращено в сторону складской и хозяйственной зон городка. Северный фасад здания ориентирован в сторону основной жилой зоны городка, где и запроектирован главный вход в здание клуба. Территория вокруг клуба подлежит очистке от мусора и загрязнения. Вокруг здания устраивается асфальтовая отмостка, уширяющаяся в виде тротуаров у входных крылец клуба. Деревянный сарай напротив главного входа в клуб и деревянные пристройки у западной стены здания сносятся. С юго-западной стороны клуба запроектирован подземный пожарный водоем на 100 м³. с южной стороны клуба запроектирована уборная на 5 очков».

Архитектурно строительная часть и конструкции.

«Запроектирован следующий состав клуба: вестибюль, фойе, зрительный зал на 176 посадочных мест, сцена с опускающимся экраном для демонстрации фильмов, сценическое помещение с костюмерной, радиоузел с аппаратурной и радиостудии, библиотека с читальным залом, кинобудка с проекционной и перемоточной, служебное помещение, встроенная котельная для отопления клуба. Здание оборудуется центральным отоплением, электроосвещением, вентиляцией, радиофикацией, телефонизацией, водоснабжением  (для котельной), и наружным пожаротушением от пожарного водоема».

Внутренняя отделка.

«Стены, столбы, перекрытия и перегородки штукатурятся и белятся на всю высоту. В зрительном зале и вестибюлях по периметру стен и столбов делается масляная панель на высоту 2 м. В помещениях кинобудки стены и потолки окрашиваются масляной краской по штукатурке. Полы, оконная и дверная столярка окрашиваются масляной краской на 2 раза».

С 27 января 1959 года началась перестройка здания храма. В нем  расположили клуб и библиотеку. Была разрушена колокольня, снесены все главы храма,  барабан главного купола был взорван, поэтому  проем подшили досками и оштукатурили. В алтаре расположили сцену,  в главном приделе – актовый и танцевальный зал. В келейных корпусах расположились подсобные службы части на территории монастыря построены казармы, и вся территория была опутана сетью мощных антенн.

В 1991 году решением правительства по стране начали передавать Русской православной церкви отнятые монастыри и храмы.  Орскому благочинию, Оренбургской епархии были переданы два здания бывшего монастыря и часть территории .

Указом №22 от 17 октября 1994 года правящим митрополитом Оренбургским и Бузулукским Леонтием протоиерей Анатолий Кириллович Сопига был назначен на «настоятельское место к покровской церкви, бывшего Покровского женского монастыря города Орска».

Местная православная организация – «Приход Покрова Пресвятой Богородицы» Орского благочиния, Оренбургской епархии, зарегистрирован в 1999 году на территории администрации г. Орска, Оренбургской области. Управление приходом осуществляет настоятель храма.

Администрацией г. Орска, для размещения прихода, распоряжением N 1693-р от 11.10.94 г., был предоставлен в аренду земельный участок  площадью 1,2 га,  расположенный в Советском районе г. Орска.

С 2003 года силами прихожан, учеников воскресной школы ведется поиск исторических сведений о судьбе монастыря и его насельниц, а также о судьбе священнослужителей.

Настоятелем храма были посланы запросы в областные службы МВД, ФСБ, исторический архив.

На 01.06.2007г. получены ответы от:

·         УВД Оренбургской области ;

·         ФСБ РФ Управления Федеральной службы безопасности РФ по Оренбургской области ;

·         ГУ «Государственный архив Оренбургской области».

О судьбе последних священнослужителей от Управления федеральной службой безопасности РФ по Оренбургской области получен ответ :

«Маляровский Пёрт Федорович работал протоиереем Орского молитвенного дома. Арестован 6.09.1937г. органами УНКВД Оренбургской области. 11.09.1937 постановлением тройки УНКВД по Оренбургской обл. был осужден, якобы за «активное участие в контрреволюционной, военно-казачьей организации» и приговорен к ВМН – расстрелу с конфискацией лично принадлежащего имущества. Приговор приведен в исполнение 14.09.1937г

1 о.Петр Маляр.   2 о.Петр Маляр.

11.09.1989г. Заключением военного прокурора Приволжского Военного Округа реабилитирован.

Хазов Василий Тимофеевич работал попом в молитвенном доме г.Орска арестован 06.09.1937г., расстрелян 16.10.1937г.

Реабилитирован 05.06.1989г.

Шевченко Иван Кузьмич диакон Орского молитвенного дома арестован 06.09.1937г., расстрелян 16.10.1937.

Реабилитирован 26.08.1957 г.»

Других данных пока не имеется.

Постройки монастыря, сохранившиеся до настоящего времени:

·                 каменный храм;

·                 домик игуменьи;

·                 водокачка;

·                 каменные подсобные здания;

·                 трапезная ;

·                 сараи и кладовые из дикого камня.

На выделенной приходу территории находятся 2 строения. Одно — здание  приходского храма,  второе — небольшой домик в котором находятся администрация, воскресная школа, столовая, просфорная и кладовая.

Со дня назначения в должности настоятелем, протоиереем Анатолием Сопига с помощью благодетелей   и силами прихожан ведутся работы по восстановлению  храма.

На сегодняшний день в ведении прихода находятся следующие строения:

1.Здание храма  используется на правах собственности, что подтверждается «Свидетельством о государственной регистрации права № 086360 от 01 марта 2006 года ». Субъект права — Местная православная религиозная организация «Приход Покрова Пресвятой Богородицы».

На нижеуказанные строения право собственности пока не установлено в связи с большой стоимостью оформления:

-административное здание, в котором располагаются – просфорная, ризничная, администрация и бухгалтерия, воскресная школа, кухня и столовая, кладовая.

-строящееся здание воскресной школы.

-строящаяся часовня.

-подсобные помещения — столярная мастерская, туалет.

2.Приход пользуется на правах собственности земельным участком, отведенным  Администрацией г. Орска, о чем указано в «Распоряжении № 4360-р от 14.11.2006г.» Затем территорию заняла военная часть связи. В городе она была известна под названием  Местоположение которого установлено относительно ориентира «одноэтажное здание храма, литер Е», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Соколова, дом № 85 А.

Воспоминания первого настоятеля храма протоиерея Анатолия Кирилловича Сопига о ходе восстановления храма и воссоздании прихода.

(записано  04.02.2007г.)о.Анатолий

«В 1994 году митрополит Оренбургский и  Бузулукский Леонтий дал мне Указ о назначении меня на настоятельское место в храм Покрова Пресвятой Богородицы города Орска. Наш храм являлся как – бы неотъемлемой частью Покровского молитвенного дома, настоятелем которого был тогда о. Василий Тищук. Он собрал прихожан молитвенного дома, провел собрание, и была организована десятка. К тому времени территорию монастыря военная часть покинула и там  располагалась милиция. Нам дали 5 пропусков на территорию.пропуск о.Анат. на сайт

Никакой ни документальной, ни иной, передачи не было. Т.е., мы пришли и нам сказали:- вот берите и пользуйтесь. Чтобы как-то вначале узаконить наше пребывание был заключен договор аренды на земельный участок, на котором располагались два здания — храм и домик игуменьи.

В дальнейшем мы добивались  передач храма с земельным участком приходу, но так ничего и не получилось. Нужно было оформлять  через суд – как будто произошел самовольный захват. Теперь решение суда имеется, и документы находятся в кадастровой палате на оформлении.

Фактически приход организовался из прихожан молитвенного дома. И до сих пор многие трудятся  в храме. Ныне покойная казначей храма Шморгуненко Антонина Петровна, Дроздова Агафья Андреевна и другие. Они собирали пожертвования в молитвенном доме, там готовилась пища для работников. На восстановление приходили до 150 человек в день. Храм выглядел просто страшно — не было ни окон, ни дверей, в алтаре была сцена, на сцене общественный туалет. Над сценой по бокам макеты красных флагов, в центре портрет Ленина.

Мы сразу пригласили из проектного бюро специалиста для того, чтобы сделать план храма. Он оказался человек верующий, долго ходил, замерял, а потом подходит и говорит:

-Батюшка, странно, размеры проема сцены, что в алтаре, 6 метров 66 сантиметров. Такого в храме быть не может.

Оказалось, что стены были фанерные и когда мы их разобрали, то все размеры были в норме. Не знаю, умышленно так сделали или нет? В приделах алтаря были подсобные помещения. В левом приделе по нерадению или по Промыслу Божию штукатурку с росписью не сбили. Сколько в последующем не закрашивали роспись, святые лики вновь проступали. Никакая краска не брала. Мы это видели.

Полы были как в кинотеатре- с наклоном. Вход был с южной стороны, в том месте, где сейчас хор, пол был полностью залит бетоном и стояли кинопроекторы. Боковые приделы  были перегорожены и были устроены разные помещения. Была там бильярдная — от нее остался стол.

Когда взрывали купол и сбивали роспись со стен, то все это было погребено под полом храма. После того, как мы полы вскрыли, то увидели там — то голову какого-то святого, то руку. В храм технику не загонишь, и вот  наши бабушки на руках все из подвала перенесли на улицу. Около забора, где у нас усыпальница, при военной части было овощехранилище (оно доходило до дороги), так вот все остатки росписи погребли в это овощехранилище. Поэтому там и поставили поклонный крест.

Все купола и кровля храма были разрушены, и была простая шиферная коньковая кровля. На чердаке мы обнаружили с 0,5 метра голубиного помета с трупиками голубей, надо было все это очищать. К празднику святой Пасхи весь чердак почистили и скинули все вниз, был жуткий запах и неисчислимое количество мух. Наверное, в городе никогда столько мух не было как в тот год.

Когда весь храм был очищен и разобрали полы, я обратился на железную дорогу к Плохотнюку Борису Владимировичу с просьбой. Нужны были балки для устройства пола. Он посоветовал использовать рельсы. Ж/д организация, у которой были старые рельсы, завезли их нам в нужном количестве. Наши труженики их отчистили до блеска и покрыли грунтовкой, затем на этих рельсах был устроен пол. Новые доски купить было не на что, и мы использовали  старые доски с пола клуба.

Из куполов первый восстановили алтарный. Его и четыре малых купола изготовил с внуком дядя Павлик (фамилии не помню) за два лета. Он был большой специалист по изготовлению прях. Он и окна первые сделал. Так как окна были с арками, то специализированные предприятия отказались изготовить окна, а дядя Павлик взялся, говоря, что окно, что пряха по одной технологии делаются.

Купола у нас оббиты медью. Металл дорой, и всегда был в небольших количествах. Первую медь помогла нам добыть Ачкасова Людмила Васильевна. Она тогда работала на комбинате ЮУНК начфином, а завод ОЗЦМ комбинату задолжал за тепловую энергию. Людмила Васильевна собрала руководителей и обратилась к ним с просьбой помочь храму. Люди оказались отзывчивые и выделили нам нужное количество металла.

На главный купол медь дал Гайский ОЦМ по просьбе Плохотнюка Б.В. и по настоянию Асташкина Анатолия Ивановича. На центральный купол уложили 300 м 2 меди.

Не могу не вспомнить Зубкова Александра Прохоровича, ныне усопшего. Он был мне первый помощник, на любую мою просьбу откликался. Работал на железной дороге и помог привезти из Челябинской области из г.Кеми три вагона кирпича. Он всегда говорил:- наши отцы рушили, а нам восстанавливать.

Вначале  никакой дороги к храму не было мы ходили по пропускам через КПП военной части, а это совсем в противоположной стороне от храма. Пришлось порушить одну плиту забора военной части — и это был вход к храму. Наши бабушки от него протоптали тропинку в сторону светофора и по ней ходили. Вот вдоль этой тропки и проделали среди бурелома дорогу, потом засыпали ее щебнем, а помог в этом тогдашний директор Щебзавода Артамонов Николай Григорьевич. На БелАзах  завезли щебень, а при помощи МПО ЖКХ и СДРСУ дорога была заасфальтирована безвозмездно. И мы, и наши благодетели не располагали нужными денежными средствами для проведения работ, но помощь оказывали и материалами и машинами и проводили работы собственными силами. Мы очень благодарны всем жертвователям. Без них мы мало, что могли бы сделать.

На восстановление храма много людей приходило. Был с первого дня дядя Андрей (фамилии не знаю)- это именно он устроил пол и иконостас. Пришел и Саша Божко — будущий о.Александр. Дядя Андрей   с о.Александром вместе работали и сдружились . Так вот этот д.Андрей и обратил  мое внимание на Сашу. Потом у нас образовалась первая православная семья Саша и Светлана венчались. Вначале он был пономарем, а затем рукоположен во диакона и в священника. Это был мой первый ставленник. Ныне о. Александр служит настоятелем храма св. вмч. Георгия Победоносца в городе Энергетик Оренбургской епархии.

Первая служба в храме состоялась в 1995 году. Так как после строительства храм был освящен, а в последующем осквернен, то владыка Леонтий сказал: — что нет большего освящения, чем Божественная Литургия. Дал свое благословение, и в канун престольного праздника Покрова Пресвятой  Богородицы состоялась первая служба.            Доски на пол положили, но так как не  хватило гвоздей, не везде их прибили. Престола и жертвенника еще не было- мы его с Анатолием Дмитриевичем Гореловым заказали в Новоорском районе и установили их как раз перед вечерней службой.  Когда я шел на Вход, то боялся, что доски перевернутся, и я нырну в подвал, а там высота в человеческий рост.

Когда мы начали службы, в храме причта как такового не было. Пришла сначала матушка Светлана. Она была у нас псаломщиком. В храме еще ничего не было, не было отопления. Я на службе в дубленке и валенках служил, а сверху облачение. Матушка Светлана и моя матушка Неонилла — они были певчие, стоят в шубах поют, и пар от них идет. Я службу служу, они две поют, а Агафья свечи ставит. Вот и весь причт.

Много чудесных явлений было в это время. Я жил при храме и был за сторожа. Однажды утром выхожу, а ко мне идут наши бабушки и спрашивают:- что, батюшка, из Оренбурга кто приехал, в храме архиерейский хор поет? Подходим, и вправду, из храма раздается, ну прямо ангельское пение, когда открыли дверь — там никого не было. Еще было при жизни Антонины Петровны. Видели и две женщины с иконной лавки. Приезжаю на службу, а над центральным куполом на кресте — шар из роя пчел. Находятся они ни правее, ни левее, а именно в центре креста. До конца литургии пчелы оставались на кресте. А когда поднимали главный купол- это зафиксировала и видеосъемка, на небе из облаков были кресты.

Воспоминания прихожанки храма Голоядовой Татьяны Николаевны

Pict0040 - копия(записано   14.02.2007 года)

«Когда мы начали поиск информации о бывшем женском монастыре, то в местной газете напечатали статью, в которой просили отозваться жителей города,  если есть хоть какие- либо сведения.

Ко мне позвонила знакомая. И сказала, что у нее есть информация. Мы встретились, и она мне показала письма Хорошиловой Натальи Дмитриевны, которая фактически является Чемезгиной Натальей Владимировной.  Она дочь священника, бывшего настоятеля монастырского храма. Я написала письмо Наталье Владимировне. И с тех пор состою с ней в переписке и общаюсь по телефону.

В своем письме я просила ее сообщить, что она знает о своем отце. Оказалось, что  Наталья Владимировна почти ничего не знает, и хотела бы нас расспросить. Родилась Наталья Владимировна в1917 году и когда разогнали монастырь,  она была еще мала и плохо помнит.

Когда о. Владимир умер, а умер он своей смертью, то его похоронили в ограде церкви св. Николая чудотворца. На месте этого храма выстроен Индустриальный техникум и место захоронения неизвестно. Его детей опекали  монахиня и две послушницы. После закрытия монастыря ее и других детей священника (о судьбе ее мамы пока сведений нет) забрали монахини, которые их опекали, и поселились в домах горожан, рядом с монастырем (у кого пока не известно). Так как гонения продолжались, то Агафья, родом из села Верхнее- Озерное , которое расположено по дороге на Оренбург,  и монахиня Агния перевезли детей в это село. (Возможно Агафья Федорова Гаврилова. 36 лет, малограмотная, дочь казака Верхнее — Озерной станицы Орского уезда. Поступила в Орскую Покровскую женскую Общину 13 июня 1889 года.). Старшая сестра ее вышла замуж, а так как гонения не прекращались, то чтобы скрыть, что Наталья Владимировна дочь священника, ее усыновил муж старшей сестры и дал ей свое отчество, поэтому она по документам Наталья Дмитриевна. Из всех детей о. Владимира в живых осталась она одна. В этом,2007 году, ей исполниться 90 лет. О жизни в монастыре она почти ничего не знает, и сестра ей мало рассказывала – гонения на верующих продолжались еще много лет.

В этом селе монахини прожили много лет и там упокоились. Наталья Владимировна поддерживает связь с учительницей села, которая хорошо знала монахинь и теперь ухаживает за их могилами. Эта учительница рассказала, что монахинь в селе очень уважали, и они составили как — бы духовный центр села. Все тянулись к ним. Как говорят, они не знали, у кого что есть, но очень хорошо знали, что кому не достает, и всегда старались помочь. Местные жители вспоминают, что монахини кое-что привезли с собой из монастыря. У них были грабли, у которых черенок был из кипариса. Этими граблями они очень дорожили , и когда их украли, то смиренно говорили:- значит кому-то они нужней. Полы в домике Монахини покрасили краской, которую тоже привезли с собой. У этой краски был очень красивый       вишневый цвет. Эта краска никогда не смывалась».

Воспоминания мантийной монахини Феклы из Покрово — Еннатского монастыря. 

для сайта(записано с ее слов, в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Орска 01.11.2011 года)

26 октября 2011года в наш храм из Уфимской епархии, из Покрово — Еннатского монастыря, прибыли святые мощи прп. Зосимы Еннатской, в сопровождении иеромонаха Гавриила и двух монахинь. Обе монахини до пострига были прихожанками нашего храма и приняли самое деятельное участие в восстановлении храма и прихода.

Я беседую Кузнецовой Людмилой Поликарповной, мантийной монахиней Феклой, которая стала прихожанкой нашего храма с первых дней его восстановления и оставалась ею до пострига:

— « Я помню тот день, когда объявили, что о. Анатолий будет настоятелем нового, восстанавливающегося храма – Покрова Пресвятой Богородицы. Этот день для меня незабываем. Помню, как после службы объявили, что батюшка Анатолий будет назначен в новый храм на восстановление — он был такой смущенный и даже покраснел от волнения.

О. Александр Куцов попросил прихожан, если кто может прийти и помочь на восстановлении храма и взять с собой ведра, тряпки, потому, что там придется все мыть. Я помню, что я пришла самая первая. Взяла тряпки, ведро и подхожу к территории военной части со стороны ул. Малишевского, а сама не знала откуда заходить – вокруг был забор воинской части. Встретилась мне молодая  девушка и я ее спросила как зайти на территорию, а она говорит – да вы что, там же воинская часть, храм разрушен, сначала нужно все восстановить, а потом мыть. И я ушла, а потом уже начали собираться люди, в первые дни приходило очень много —  по 15-120 человек каждый день. Работы было очень много. Когда мы пришли то увидели, что на месте нынешнего клироса была кинобудка, видимо был сильный пожар, и все было черное, в саже, весь храм был в перегородках, окна были не все,  на месте алтаря была сцена.

Уже в храме я вспомнила, что когда в молодости работала в связи, а здесь располагалась воинская часть связи «Парус»,  мы давали совместные концерты — они к нам приходили, а мы к ним. Помню празднование нового года, которое проходило здесь, в храме, а тогда тут был клуб. Елка стояла на сцене, а сцена располагалась в алтарной части храма. Были танцы, мы веселились, радовались. Мне было лет 18-19. Потом, когда Господь привел меня в этот храм, я поняла, что это промысел Божий, чтобы я не забыла этот грех и смогла покаяться. Это ведь храм, а мы концерты, хор. В алтаре была сцена — на ней пели песни, танцевали. И по промыслу Божию я пришла не в какой-то другой храм, а именно сюда.

Когда мы стали трудиться здесь, то на территории были какие-то склады в них всякий хлам, бочки с какими-то солениями все покрыто плесенью, кучи соли. Где сейчас часовенка там была теплица. Мы весь этот хлам убирали, выпиливали деревья и поросль, жгли костры. Народу было очень много – вначале ходили через проходную ОМОН, а потом со стороны кладбища разобрали забор и мы протоптали дорожку в сторону трамвайной остановки. В самом храме, когда сняли полы — там все было забито мусором, и мы стали подпол очищать. Когда военные заняли храм, то сбили со стен всю роспись и под пол сбросили весь строительный мусор и сбитую роспись. Мы все это вытащили на улицу и гора мусора была вровень с храмом. Постепенно эти кучи вывозили. В алтаре была сцена, а под ней мусор и грязь и оттуда мы все вычищали.

Сейчас, когда я смотрю на наш храм, всегда радуюсь какой он у нас красивый и величественный».

Монахиня Фекла ни на один день не оставляла храм, ставший ей родным и до самого пострига была самой ревностной прихожанкой. Убирала, чистила, красила, выполняла всю тяжелую работу вместе с остальными, такими же, как и она, труженицами. За несколько лет до пострига Людмила Поликарповна освоила  выпечку просфор и, уходя в монастырь передала свое умение другой прихожанке, не оставив дорогой ее сердцу храм без попечения.

В 2007 году продолжена работа с документами в Государственном историческом архиве Оренбургской области. Проводился поиск документов, связанных с закрытием монастыря и храма, о  восстановлении приходов в последующие годы.

Изучались документы из Каталога Я (14), р 617,оп.1, д.47, р 884 оп.1,  д.19, р 949, оп. 1 , д. 34.за 1930-1945гг.

Кроме того, в каталоге имеются документы, подлежащие дальнейшему изучению:

1930г. «О передаче средств за колокола в местный бюджет для постройки дома культуры».

05.01.30г. Протоколы отчетных собраний избирательных участков г. Орска «О переводе церкви под культурные учреждения».

1930- 1931 гг. Материалы (протоколы, сведения, переписка) о закрытии церквей в г. Орске фонд р 884, оп1, д.19.

22.01.1930г. «О передаче церквей под культурное обслуживание населения». Из протокола № 52 Заседания президиума Орского горисполкома.

25.11.32г. «О закрытии Орской церкви и использовании помещения под учреждение. Из Протокола заседания пленума Орского горисполкома .

Копии изученных документов:

(р.617, д. 47)

(Копия. Орфография

 рукописного оригинала)

заявление получено 11.01.44г.

Уполномоченному по делам

Русской православной церкви

от общества верующих

г. Орска Чкаловской обл.

Заявление

  …….января сего 1944г. на ваше имя послано заявление от общества верующих о возвращении нам церкви, находящейся на окраине города Орска и в которой в данное время помещается военный клуб, но ответа не имеем и по настоящее время. Богослужение совершается ……… и тесной землянке с разрешения Орского исполнительного комитета трудящихся, такое скудное помещение не удовлетворяет всех запросов верующих, поэтому просим ускорить разрешение такого больного вопроса и известить нас по адресу о резолюции.

По обычаю наших православных предков день Крещения Господня  празднуется церковью ….. января. Общество верующих убедительно просит вашего ходатайства разрешить крестный ход на реку Урал (так называемый Иордан) для освящения воды, чем будут удовлетворены религиозные чувства верующих, и благодарны вашему ходатайству

К сему подписи по поручению верующих уполномочен Спиридонов.

адрес: ул. Кирова, д. 15

Спиридонову Тимофею

(р.617, д. 47)

(Копия. Орфография

 рукописного оригинала)

получено 11 января 1944г.

Уполномоченному по делам

Русской православной церкви

от общества верующих

г. Орска Чкаловской обл.

Заявление

Общество верующих г. Орска просит вас рассмотреть настоящее заявление в нижеследующем:

По разрешению Орского городского Совета депутатов трудящихся в мае месяце было начато Богослужение на кладбище под открытым небом, с наступлением осенних и зимних холодов одна из верующих приютила … (не разборчиво) и тесной землянке, где устроили молельную, в которой совершается Богослужение по настоящее время.

В данное время эта молельная не удовлетворяет запросов верующих так. как.:  число верующих …(не разборчиво) потребностей возрастает с каждым днем, и когда совершается Богослужение часть молящихся стоят в молельной, а большая часть на улице, которые лишаются слушания …(не разборчиво) и вместе с тем, дрожат от холода. Улучшить же такое трудное положение без вашего вмешательства мы не в состоянии.

Ввиду вышеизложенного Общество верующих просит вашего ходатайства перед соответствующими организациями возвратить нам бывшую церковь, находящуюся на окраине города Орска в которой помещается военный клуб. И эта церковь не послужит помехой войсковой части т.к. вход в нее будет совершенно изолирован.

О результатах заявления просим не задерживать и сообщить по адресу:

Чкаловская обл. г. Орск, ул. Кирова, д.15 Тимофею Андреевичу Спиридонову

По поручению: подписи 7 человек

Прохоров Н.И.                                  Е.Толстов

Королькова М.Г.                              Давыдов А.А

Пашковы                                           Вахивникова Зоя

Спиридонов

 (р.617, д. 47)

(Копия. Орфография

 рукописного оригинала)

Уполномоченному по делам

Русской православной церкви

от общества верующих

г.Орска, Чкаловской области

получено 11 января 1944г.

Орский   Городской                                                                                                                                                                Совет Депутатов трудящихся

5 января   № 10/ 110

Исполком Орского городского Совета депутатов трудящихся при сем направляет заявление группы верующих с просьбой открыть в г. Орске церковь на ваше рассмотрение. Со своей стороны сообщаем, что здание церкви, о которой ставят вопрос верующие занят клубом НКО.

Других – зданий церквей в г. Орске нет.

Секретарь испол. гор.сов.

деп. тр-ся                                          подпись                                                           С.Мясников

 

Письмо от 2.11.44

В Сталинский райсовет

Депутатов трудящихся

тов. Ершову Димитрию Борисовичу

 от граждан проживающих в Сталинском районе

Заявление

 Просим вашего внимания разобрать наше заявление

Просим выделить помещение для священной службы (молитвенной) в этом  просим не отказать. В нашей просьбе а, мы граждане по молимся за ваше здоровье, и за сохранение его на многие лето. Свободное помещение бывшая 14 школа.

К сему следующие лица:  22 подписи

(р.617, д. 47)

(Копия. Орфография

 рукописного оригинала)

получено 25 января 1944г.

Чкаловский исполком областного

Совета депутатов трудящихся

(Уполномоченному Совета

по делам русской православной

церкви при облисполкоме)

Оргбюро Исполкома Орского Горсовета по Сталинскому району направляет при этом вам заявление группы 22 верующих, с просьбой о выделении им помещения для совершения религиозных обрядов и сообщают, что:

1.      Заявители действуют по личной инициативе.

2.      в районе церквей и других никаких либо молитвенных зданий не было т.к. район является новым и образован в 1942 г.

3.      Имеется молельная в г.Орске, где в данный момент верующие совершают религиозные обряды и находятся на расстоянии 5 км.

4.      Здание школы № 14 о котором пишут верующие принадлежит заводу № 257.

5.      Райсовет коммунальных зданий и помещений в районе не имеет.

Председатель оргбюро исполкома

Горсовета по Сталинскому району           подпись         (Ершов)

(р.617, д. 47)

(Копия. Орфография

 рукописного оригинала)

Председателю исполкома Орского городского

Совета депутатов трудящихся

20.04.1944г.

№ 1- 18

Сообщаю Вам о том, что заявление верующих об открытии церкви в городе Орске и о передаче им здания бывшего женского монастыря для выполнения обрядов культа, Исполком Облсовета депутатов трудящихся рассмотрел 12 апреля 1944 г. И решил ходатайство верующих отклонить.

Уполномоченный Совета

по делам русской православной

церкви при  СНК СССР по

Чкаловской обл.                                           подпись                     (Темряев)

 (р.617, д. 47)

(Копия. Орфография

 рукописного оригинала)

Спиридонову Тимофею  Андреевичу

20.04.44

№ 1-16

Ваше заявление об открытии церкви в городе Орске и о передаче здания бывшего женского монастыря для выполнения обрядов культа , Исполком Облсовета депутатов трудящихся рассмотрел 12.04.44 и решил ходатайство верующих отклонить.

Уполномоченный Совета

по делам русской православной

церкви при  СНК СССР по

Чкаловской обл.                (Темряев)

 

Решение № 605

Исполкома Комитета Чкаловского Областного

Совета депутатов трудящихся

От 10 мая 1944 г.

Послано

17.05.44     № 1-16

По ходатайству

группы верующих об открытии в гор. Орске Чкаловской обл.

русской православной церкви

Имея в виду, что церковного здания в городе Орске, которое можно было бы передать верующим для выполнения обрядов культа, не имеется, что здание школы № 14 , о передаче которого просят верующие, принадлежит заводу № 257, и что в городе Орске имеется функционирующая молельная, где верующие могут выполнять обряды религиозного культа. Исполком Областного Совета Депутатов трудящихся решил:

Отклонить ходатайство группы верующих об открытии в городе Орске русской православной церкви и передаче верующим для молитвенных собраний и выполнения обрядов религиозного культа здания школы № 14.

Зам Председателя

Исполнительного Комитета

Облсовета                                                     подпись                     (И.Березовский)

Секретарь Исполнительного

Комитета Облсовета                                   подпись                     (П.Мотно)

Верно: зав. Протокольной частью                                    (Орлов)

Разослано:     уполномоченному Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Чкаловской обл., Обком ВКП(б), СНК РСФСР, облпрокурору.

 

 

(3172)