Священник Антоний Ткачук

Силами наших прихожан и учеников воскресной школы мы пытаемся восстановить страницы истории нашего города и бывшего женского монастыря, которому принадлежал наш храм.

В г. Орске, на кладбище старого города, которое располагается напротив храма (оно было когда-то монастырским кладбищем),  захоронен Орский священник – иерей Антоний Ткачук.

Краткие сведения: священник Ткачук Антон Иванович 1890 г.р.

Место рождения: Волынская губ., Новоград-Волынский у. (Житомирская о., Дзержинский р.), мест. Романово

Место проживания: Западная обл., Мосальский р-н, с. Боровенск

Дата смерти: 18 ноября 1951 г. Место смерти: Оренбургская о., г. Орск

Где и кем арестован: Смоленская (ныне Калужская) о., Мосальский р., с. Боровенск (ныне г. Мосальск); по делу «ИПЦ». Дата ареста: 13 декабря 1929 г.

Обвинение: «участник Калужского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ». Осужден: 23 февраля 1930 г.

Осудивший орган: тройка при ПП ОГПУ Западной обл.

Приговор: 10 лет концлагерей, считая срок с 13. 12. 1929г.  Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения (1930—1939 гг.)

Где и кем арестован: Оренбургская о., г. Бузулук. Дата ареста: 27 сентября 1940 г.

Обвинение: «нелегальное крещение детей». Комментарий к аресту: Пробыл на воле всего 8 месяцев. 27 сентября 1940г. был арестован Бузулукским РО НКВД

(Источники данных: БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Калужской обл.; БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в.).

Имеющиеся сведения: В 1950г. прибыл в Орск на поселение. Из заключения вернулся совершенно больным. Его приютила одна верующая прихожанка Аннушка, у которой он и прожил до самой смерти. Она и ее сестра Ольга ухаживали за ним. Скудные воспоминания о том, что ему и другим узникам пришлось претерпеть в лагерях он открывал вынужденно, только в утешение приходящих к нему в скорби духовных чад, больше предпочитая молчать о себе. Редко вспоминая вслух о тех ужасах, по словам духовных чад, на глазах батюшки всякий раз выступали слезы. Батюшка был очень кроткого нрава, мало говорил о себе и своей семье.О судьбе жены и сыновей о. Антонию ничего не было известно. После освобождения он ездил к себе на родину, но никого там не нашел. Позже к нему приезжали его родные сестры — инокиня Мария и инокиня Анна. По воспоминаниям очевидцев, батюшка был хрупкого сложения и имел звонкий, «ангельский» голосок. Никто не знал, что когда-то он был певчим в Архиерейском хоре Киево-Печерской Лавры. Все единодушно отзывались о нем, как о человеке глубокой веры и смиреннейшего нрава. Дом Аннушки, где он жил, стал местом сбора верующих, которые стекались к о. Антонию за утешением и духовным советом.  По воспоминаниям духовных чад, о. Антоний только один раз служил в Орском Покровском храме по разрешению настоятеля о. Вениамина Ионова, и это была незабываемая служба. Батюшка жил в Орске менее года, но собрал вокруг себя духовных чад, и память о нем не умолкает уже 60 лет.

Уже при жизни проявилось много духовных дарований батюшки. Так, однажды девица Вера, тайно давшая обет Богу замуж не выходить, встретив о. Антония в храме, поприветствовала его поклоном: «Батюшка!», на что тот, поклонившись ей, ответил: «Здравствуй, матушка!». Девица стала протестовать, на что получила ответ, что будет матушкой. И действительно, скоро она приняла постриг и стала матушкой (тайной монахиней)

Служения:Киев, Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра. Должность певчий Архиерейского хора Киево-Печерской Лавры Дата окончания: 1917 г. Как он сам написал о себе в анкете — воспитывался в Киево-Печерской Лавре. Пел в Архиерейском хоре

Киевская о., Германовская слобода, священник Дата начала: 1924 г.

Смоленская о., Мосальский р. (ныне Калужская о.), с. Боровенск , священник. Дата окончания: 1929 г.

О. Антоний был женат на Варваре Петровне, в семье было три сына

 

(Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-13532. http://www. histor-ipt-kt. org/KNIGA/kaluga. html (Сайт Общества «Мемориал». Катакомбные церкви. Калужская и Тульская области).  Жертвы политического террора в СССР (База данных) Книга памяти Калужской обл.Новомученики и исповедники РПЦ XX века (База данных) Фотографии Калужская обл.)

Исповедник веры

Наталья Валишина (г. Орск)

Иерея Антония Ткачука хорошо помнят верующие люди преклонного возраста, проживающие в городе Орске: кто-то сам имел счастье с ним общаться, кто-то – по рассказам своих родных. Но все единодушно отзываются о нем как о человеке глубокой веры и смиреннейшего нрава. О том же говорят и скудные архивные сведения, собираемые из разных мест по крупицам.

Отец Антоний (Ткачук Антон Иванович) родился в 1890 году в семье бедного крестьянина в местечке Романово Дзержинского района Житомирской области Украинской ССР. Как сам он пишет в автобиографии, воспитывался в Киево-Печерской Лавре. Образование получил низшее. Как указано в постановлении на арест от 27 сентября 1940 года: «До 1917 года служил певчим в Архиерейском хоре Киево-Печерской Лавры. С 1924 года – священник села Германовская слобода Киевской области». На 31 декабря 1929 года (первый арест отца Антония), как сам он писал в своем письме к Сталину, священствовал в селе Боровенск Смоленской (ныне Калужской) области Мосальского района. Был членом церковного совета. 23 февраля 1930года был осужден за контрреволюционную деятельность по статье ст.58-10,58-11 УК РСФСР на 10 лет концлагерей. Этот первый срок отец Антоний отбывал в Соловецких лагерях. Намного позже, в 50-х годах, уже после своего второго срока, отец Антоний близким людям рассказывал, что ему приходилось претерпевать в лагерях. И даже те скудные воспоминания он открывал вынуждено, только в утешение приходящих к нему в скорби духовных чад, больше предпочитая молчать о себе.  Монахиня Прискилла (Баталова), знавшая его лично, вспоминала, что батюшка расысказывал, как на Соловках их на Крещение Господне, в лютые морозы «крестили», обливая из противопожарных рукавов струей ледяной воды. Со слов отца Антония, кто-то сразу падал, «как глыба», и умирал, а кому-то ничего и не было. Матушка уверена, что это он про себя говорил, только по смирению своему не открывался.  Еще отец Антоний рассказывал, как на Соловках их, ослабевших, бросали в камеры, полные крыс. Изголодавшиеся крысы до белых косточек объедали людей. Только к батюшке они не подходили… Однажды в ночь на Святую Пасху его посадили в мешок, и он там по памяти пел Пасхальные Каноны весь день, славя Господа. Много мук, издевательств и лишений пришлось испытать иерею Антонию в лагерях, как и тысячам другим страдальцев и исповедников веры. Гонения этого периода были по своей жестокости и по размаху несравнимы даже с гонениями на первых христиан. Как рассказывал батюшка, и иглы под ногти вонзали, и жестоко избивали. По словам духовных чад, при редких воспоминаниях о тех ужасах на глазах батюшки всякий раз выступали слезы. Отбыв весь срок до конца, отец Антоний, как сам он пишет в том же письме к Сталину, освободился и прибыл в Бузулук в 1939 году. Пробыв на воле всего 8 месяцев, вновь был арестован Бузулукским РО НКВД за нелегальное крещение детей. Получив снова 10 лет лишения свободы с последующим поражением в избирательных правах сроком на 5 лет, батюшка был отправлен в ИТК № 2 НКВД на ст. Колтубанка Чкаловской (Оренбургской) области. Сам ход следствия и приговор свидетельствуют о том, что отец Антоний был осужден второй раз совсем не за то, за что был арестован: его осудили по ст. 58-10 ч. 2 («контрреволюционная деятельность»). В областном архиве сохранилось письмо иерея Антония к И. В. Сталину от 21 февраля 1946 года, где он глубоко осмысливает все происходящее и приводит слова прокурора на суде, который требовал от судьи дать ему срок только за то, что «его первый не исправил».  Читая письмо отца Антония к Сталину, поражаешься его глубокой вере, полному упованию на волю Божию и безропотному терпению, с каким он переносил все 20 лет заключения. В протоколах обвинения и допросов нет ни намека на озлобленность на оклеветавших его людей, звучит даже некоторое сочувствие их слабости. Как пишет сам отец Антоний: «За все время моего пребывания в заключении я никому никуда не писал кассационной жалобы, приписывая судьбу свою воле Божией, и честным трудом и поведением отбывали отбываю сроки своего наказания, и как первый, так и второй полагал в молчании закончить; но, так как физические силы мои ослабели, болезни требуют условия, сердце жаждет увидеть еще семью и родных, а, главное, душа стремится к достойному приготовлению к христианской кончине, я и решил обратиться к Вам, дорогой Иосиф Виссарионович…» Все письмо содержит глубокое исповедание веры и духовное осмысление всего происходящего, так что назвать его жалобой (чем оно является в юридическом смысле) не поворачивается язык. Отбыв до конца свой второй срок заключения, отец Антоний прибыл в Орск в 1950 года на поселение. Как позже рассказывал сам батюшка, идти было некуда, кроме как к «своим», то есть в храм. Его приютила одна верующая прихожанка – Аннушка, у которой он и прожил до самой смерти. Она и ее сестра Ольга ухаживали за ним, а их дом стал местом сбора верующих, которые стекались к отцу Антонию за утешением и духовным советом. Аннушка говорила, что батюшка ей обещал: «Аннушка, где я буду, там и ты будешь». Благодаря воспоминаниям духовных чад батюшки, можно составить наиболее полно образ истинного пастыря и христианина, которого собой являл иерей Антоний Ткачук. Удивительно, как Господь прославляет Своих верных рабов по слову Святого Евангелия: не укроется светильник под спудом, ведь отец Антоний жил в Орске менее года после освобождения и скончался уже в ноябре 1951 года, собрав вокруг себя духовных чад, а память о нем не умолкает уже 60 лет. По воспоминаниям очевидцев, батюшка был очень кроткого нрава, мало говорил о себе и о своей семье. Известно только, что у него была матушка и три сына, о судьбе которых ничего не известно. После своего второго заключения он ездил к себе на родину, но никого там не нашел. Позже к нему приезжали родные сестры – инокини Мария и Анна. Батюшка был хрупкого телосложения и имел звонкий, «ангельский голосок». То, что он до революции был певчим в Архиерейском хоре Киево-Печерской Лавры, никто не знал. По воспоминаниям духовных чад, отец Антоний всего один раз служил в Орском Покровском храме по разрешению настоятеля, отца Вениамина Ионова. Говорят, это была незабываемая служба. Много уже при жизни проявлялось духовных дарований батюшки. Однажды девица Вера, тайно давшая обет Богу замуж не выходить, встретив отца Антония в храме, поприветствовала его поклоном до земли и словами: «Батюшка!!!» – на что тот, в свою очередь, поклонившись ей, ответил: «Здравствуй, матушка!». Девица смутилась и стала протестовать, на что получила ответ, что будет матушкой. И действительно, скоро приняла постриг и стала матушкой (тайной монахиней). Отцу Антонию был открыт день своей смерти. Однажды, уже тяжело больной, (по сведениям ЗАГСа, официальной причиной смерти значится рак легкого), батюшка попросил Аннушку позвать к нему священников, сказав: «Сегодня буду отходить». Пришедшие священники медлили с отходной, а батюшка смиренно сидел на коечке и ждал. В ответ на вопрос, как его хоронить, еще и шутил: дескать, привяжете к хвосту осла – и пусть волочет. Как только те вышли зачем-то в коридор, он лег на кровать и тихо отошел ко Господу. Вот тут и начали читать по нем…  На самих похоронах происходило много дивного. Монахиня Прискилла (Баталова) рассказывала, что потеряв духовного отца, она не могла утешиться – рыдала, не поднимая головы, шла за гробом. Тогда ее знакомая сказала ей: «Ты что плачешь?! Посмотри, кого хороним! Угодника Божия хороним!» – показывая на небо. А небо, по словам матушки, все было в розах, и солнце играло, как на Пасху … Почти о том же рассказывала и Аннушка, у которой жил отец Антоний, только упоминала о белых сияющих цветах в небе и на деревьях. Нужно отметить, что это была поздняя осень, и о каких-либо других цветах, кроме как чудесным образом явленных, не могло быть и речи.  Так же дивно на похоронах батюшки произошло исцеление тайной монахини Христофоры (в миру – Веры Пчелинцевой) с почти недействующей рукой. Ей предложили проводить батюшку и немного понести гроб. На что она отвечала, что едва сможет поднять руку и немного пройти. Все же с трудом взявшись за гроб, она до самой могилы его несла, не уступая другим. На все уговоры отвечала: «Я получила исцеление и не отпущу. Буду нести до конца!». Так и пронесла до самой могилы сама, хотя сначала не могла и руки поднять. На сегодня прошло уже 60 лет со дня смерти отца Антония Ткачука, но люди до сих пор его помнят и ходят на его могилу. Батюшка умер своей смертью, но никто не сомневается в его исповедническом подвиге ради Христа. Кто-то служит литийку, кто-то просто просит о помощи и получает ее. Милостью Божией, потихоньку собираются свидетельства реальной помощи батюшки просящим в совершенно разных нуждах. Вот одно из них: монахиня Прискилла рассказывала, как много лет назад, в ы60-х годах, она пришла к нему на могилку с маленьким сынишкой Славиком. У него жутко распухла нога, даже обувь надеть было невозможно. Мальчик наотрез отказывался идти к врачам, а на предложение матери сходить к отцу Антонию согласился. Поставив его у могилки батюшки и сказав, чтобы он просил, как мог, и земелькой потирал больную ногу, сама пошла навестить родных (их могила была неподалеку). Через некоторое время, вернувшись к могиле дорогого батюшки, монахиня Прискилла поинтересовалась у Славика, почему он не потирает ножку земелькой, на что получила радостный ответ сына, что все прошло. И правда, нога, на которую и наступать было больно, приняла совершенно здоровый вид! По словам матушки Прискиллы, она и после часто приходила к отцу Антонию со своими скорбями. Спустя столько лет людская молва не умолкает. Многие прихожане разных храмов города приходят к батюшке. Усилиями верующих Казанского прихода и многих других, были установлены новые, почти трехметровые кресты на могилах иерея Антония и иерея Михаила (могила его находится рядом, по левую руку от могилы отца Антония), поставлена новая кованая ограда. В день памяти иерея Антония (18 ноября) служились панихида и литии об упокоении обоих усопших пастырей. После панихиды многие говорили о радостном состоянии души, как после Литургии. Так что неизвестно, кто о ком больше молится!!!

ПРАВОСЛАВНЫЙ ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (60) ИЮЛЬ-ДЕКАБРЬ 2011 г

(22)