«О, верно под такой наружностью прекрасной Такая же прекрасная душа!»

Рака-с-мощами-святой-Елизаветы18 июля, в день памяти святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в детском Центре творчества при Георгиевском кафедральном соборе состоялся литературный вечер и большой концерт.

К началу зал был переполнен зрителями. Открывал торжество детский хор нашего  храма тропарем Великой Княгине. Зрители затаив дыхание, слушали  о. Сергия Баранова, который рассказывал о ее жизненном пути. О том, как приняла эта великая женщина русскую культуру, православную веру, какие она перенесла испытания и какие совершила подвиги. Монахиня Ксения читала выдержки из переписки Княгини. От волнения перехватывало горло, и очень трудно было сдержать эмоции еще  и от того, что слова сопровождала великолепная классическая музыка в исполнении руководителя нашего хора Боневой Оксаны Владимировны и ее дочери Кати.

Когда о.Сергий рассказывал о последних минутах жизни княгини Елизаветы, о том, что сброшенные в шахту и еще живые они пели Херувимскую песнь, наш хор запел Херувимскую… В одном порыве все встали и все молились. После такой молитвы не хотелось говорить.

Наш хор запел песню о св.прпмч.вл.кн.Елизавете:

«Было время, Вы смотрелись как богиня,

Рамки света сделались малы,

Матушка, Великая княгиня

Где же ваши пышные балы…»

На такой трогательной ноте закончилось первое отделение, и нас ждали вкусная трапеза и чай.

Далее – приятный сюрприз: вечер продолжили наши горячо любимые детки из детского фольклорного ансамбля «Сылышки»   Храма на Крови г. Екатеринбурга. В эти дни они очень заняты и участвуют в торжествах, но выбрали и для нас время, чтобы порадовать своим творчеством.

Как сказал о. Сергий, княгиня Елизавета очень любила русскую культуру и часто устраивала концерты для простых людей.

«Сылышки» исполнили старинные русские песни, которые собирали в творческих фольклорных экспедициях по Уралу и старинные танцы. Кадриль в их исполнении вызвала большой интерес, так как мы много раз слышали об этом танце и видели его исполнение на большой сцене, но вот так, запросто, да и еще в исполнении детей — видели впервые. Другой танец о спящем казаке – символизировал просыпающуюся душу человека. В заключение все вместе исполнили песню.

Нас ждала еще одна большая радость, которой мне хочется поделиться со всеми. На концерте мы встретили нашего, можно сказать, уже давнего друга Димитрия. С ним мы познакомились в тюрьме г. Новотроицка, где наш хор выступал с Рождественским концертом. Он нас поразил тогда — с какой любовью и радостью он нас встретил! Когда в этом году на таком же концерте мы опять встретились, то все были очень рады. Как же рады мы были сегодня увидеть его на концерте!

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета, как в давние времена, собрала  всех и порадовала наши души.

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета, моли Бога о нас!

Великая княгиня Елизавета Феодоровна

 Великая Княгиня Елизавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе — Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Феодоровна. Великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Феодоровне стихотворение:

 Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно.

Ты так невыразимо хороша!

О, верно под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих очах таится глубина;

Как Ангел ты тиха, чиста и совершенна,

Как женщина-стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту.

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту.

Оно написано в 1884 году.

  После убийства мужа великого князя Сергея Александровича в 1905 году Елизавета Федоровна создала Марфо-Мариинскую обитель в Москве и стала ее настоятельницей. В 1918 году она была арестована, и глубокой ночью 5(18) июля ее вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника близ города Алпаевска на Урале. Участь настоятельницы добровольно разделила ее верная келейница инокиня Варвара.

 Еще во время земной жизни, посетив с мужем Иерусалим, Великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла, пророчество, которому суждено было исполниться.

 Через несколько дней после зверского убийства Алапаевск заняли части Белой Армии. 18(31) октября 1918 г. тела страдальцев положили в деревянные гробы и поставили в кладбищенской церкви Алапаевска, где совершалось постоянное чтение псалтири и служились панихиды. На следующий день гробы перенесли в Свято-Троицкий собор, отслужили заупокойную Литургию, а вслед за ней — отпевание. Гробы были поставлены в склепе собора, с правой стороны от алтаря.

 Но недолго покоились здесь их тела. Красная армия наступала, и необходимо было перевезти их в более безопасное место. Занялся этим отец Серафим, игумен Алексеевского скита Пермской епархии, друг и духовник Великой Княгини.

 Игумен Серафим получил разрешение от адмирала Колчака перевезти тела. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск. И 1(14) июля 1919 г. восемь алапаевских гробов направились к Чите. В Чите гробы привезли в Покровский женский монастырь, где монахини обмыли тела страстотерпцев и облачили Великую Княгиню и инокиню Варвару в монашеское одеяние. Отец Серафим с послушниками сняли доски пола в одной из келий, выкопали там могилу и поставили все восемь гробов, засыпав их небольшим слоем земли. В этой келье остался жить и охранять тела страдальцев сам о.Серафим.

 В Чите гробы страдальцев пробыли шесть месяцев. Но Красная армия снова наступала, и останки новомучеников необходимо было увозить уже за пределы России. 26 февраля (11 марта) начался этот путь, при полном расстройстве железнодорожного транспорта. Вагон передвигался вместе с фронтом: пройдет вперед верст 25, а потом откатится верст на 15. Благодаря пропуску вагон постоянно отцепляли и прицепляли к разным поездам, направляя к китайской границе. Наступило лето, из щелей гробов постоянно сочилась жидкость, распространяя ужасный смрад. Когда поезд останавливался, сопровождавшие собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость, вытекавшая из гроба Великой Княгини, как вспоминает о.Серафим, благоухала, и они бережно собирали ее как святыню в бутылочку.

 Когда состав прибыл в Харбин тела всех алапаевских страдальцев были в состоянии полного разложения, кроме тел Великой Княгини и инокини Варвары. Князь Н.А.Кудашев, вызванный в Харбин для опознания убитых и составления протокола, вспоминает: «Великая Княгиня лежала, как живая, и совсем не изменилась с того дня, как я перед отъездом в Пекин прощался с нею в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от удара при падении в шахту.

 Я заказал для них настоящие гробы и присутствовал на похоронах. Зная, что Великая Княгиня всегда выражала желание быть погребенной в Гефсимании в Иерусалиме, я решил исполнить ее волю — послал прах ее и ее верной послушницы в Святую Землю, попросив монаха проводить их до места последнего упокоения и тем самым закончить начатый подвиг».

 Гробы с телами Великой Княгини и инокини Варвары, сопровождаемые игуменом Серафимом, снова отправились в путь, на этот раз из Пекина в Тянцзин, затем пароходом в Шанхай. Из Шанхая — в Порт-Саид, куда прибыли в январе 1921 года. Из Порт- Саида гробы в специальном вагоне отправили в Иерусалим, где их встретило русское и греческое духовенство, многочисленные паломники, которых революция 1917 года застала в Иерусалиме.

 Погребение тел новомучениц совершил Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении многочисленного духовенства. Их гробы были помещены в усыпальнице под нижними сводами храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

 Когда открыли гроб с телом Великой Княгини, то помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония (Граббе), чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи новомучениц оказались частично нетленными.

 В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников России преподобномучениц Великую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднование им  в день их кончины 5(18) июля.

(575)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *