Интервью, статьи, выступления

Яндекс.Метрика

 

О ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В одной из песен Владимира Высоцкого есть слова: «Не все то, что сверху – от Бога», и эти слова заставляют нас задуматься. Действительно, далеко не всё, что говорит о Боге – есть истина. В этом поэт прав. К сожалению, в поисках Бога люди часто заблуждаются. Но еще страшнее, что этим пользуются сектанты и экстремисты. Чтобы избежать больших трудностей, следует знать определенные, если можно так выразиться, основы духовной безопасности.
Есть люди, которые полагают, что все религиозные учения изначально положительны. Но, увы, это не так. Мы слишком часто становимся свидетелями, как во имя Бога и множества самых различных религиозных идей людей жестоко убивают. Что же необходимо предпринять, чтобы защитить себя и близких от религиозного насилия?
Думается, что уместно будет следующее: при встрече с незнакомым богословом попросите его представиться и рассказать историю его конфессии или общины. Пусть он, насколько возможно подробно, изложит отношение к Православной Церкви. Почти всегда «новые проповедники» предлагают отречься от традиционных религий и перейти к ним в организацию – и уже этот факт должен насторожить. Для большей привлекательности «в ход» идет всё, что угодно – от обещаний обрести множество единомышленников до «заманчивых» предложений бесплатного изучения иностранных языков и т.п.
Спросите Вашего собеседника, что общего и какие отличия есть у его веры с другими религиями. Если он будет утверждать, что они незначительны, то каков смысл Вам уходить из своей общины к ним?
Также нередко можно услышать множество обвинений в адрес представителей традиционных религий. Если не можете возразить аргументировано, лучше просто не отвечать. Важно понимать, что представление о религиозном учении составляется не на основе аргументов о недостоинстве ее служителей. Чтобы обрести истину, следует сравнивать не грехи людей, а основы вероучений.
Необходимо знать основы своей веры и культуры, чтобы сравнивать их с тем, что возможно, будут вам предлагать. Если мы считаем малообразованным человека, который с трудом отличает произведения Пушкина от Достоевского, то почему не придаем столь же серьезного значения вопросам грамотности в отношении духовной культуры своего народа? Именно поэтому так важно преподавание в школах основ православной культуры, а не некое «общее» изучение всех религиозных учений. Ребенок должен, прежде всего, достаточно хорошо узнать традиционную религиозную культуру своего народа и только потом можно изучать другие.
Следует насторожено относиться к людям, утверждающим, что изучение религий нужно, чтобы в конце концов убедиться в их едином призыве к миру и любви – это очень далеко от действительности. Различия в религиозных учениях кардинальные, и их важно знать.
Если ваш увлеченный собеседник утверждает, например, что он православный, попросите его вместе прочесть краткую молитву, сотворить крестное знамение, обратите внимание, имеет ли он нательный крест – думаю, комментировать эти действия излишне, они очевидны.
Спросите проповедника о том, зачем Христос умер на Кресте и почему Он именуется Спасителем? Православный христианин ответит, что Христос спасает нас от греха, проклятия и смерти ценой собственной крестной жертвы, ибо никто кроме Самого Бога не мог исправить трагической ошибки человека, порабощенного греху. Мы исповедуем во Христе Истинного Бога. Неправославный человек, чаще всего, скажет, что Иисус – это Учитель, давший великий нравственный закон, но вряд ли сможет объяснить, почему же Господь принял крестную смерть.
Зная все это, вы свободны решать, стоит ли иметь что-либо общее с тем учением, которое вам предложено. Во многом дух общины можно почувствовать уже при ответах её представителя на ваши вопросы, по его поведению и настойчивости. И уже от вас зависит – будете ли вы православным христианином или окажитесь в секте.
Нужно понимать, что человек может веровать или проповедовать что угодно, но не имеет права на обман других ради своей выгоды. И, конечно, каждому из нас важно знать правила религиозной безопасности, чтобы избежать риска попасть в радикально настроенные общины, и не стать их жертвой, сохранив свою жизнь и жизни близких нам людей.

Епископ Орский и Гайский Ириней

 

Телеканал «Союз». Программа Архипастырь от 30 января 2013 года.

 

Анастасия РахлинаЕпископ Ириней: «Любить Бога и грешника и ненавидеть грех»Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский – о том, что в духовной брани мы должны не бояться брать пример со святых, о соцсетях и современных ловцах человеков и о своей епархии.

 

(374)

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *