Торжества, посвященные двунадесятому празднику Успение Пресвятой Владычицы нашей и Богородицы Марии.

27 августа в канун праздника Успения Пресвятой Владычицы в храме Покрова Пресвятой Богородицы (б.женский монастырь) было совершено всенощное бдение. Его возглавил настоятель храма протоиерей Анатолий Сопига. Ему сослужили клирики храма иерей Георгий Чернявский и диакон Иоанн Алексеев. В этот вечер для поклонения молящихся была вынесена из алтаря Плащаница Пресвятой Богородицы.
28 августа в сам день праздника была совершена Божественная Литургия. Ее совершил настоятель храма протоиерей Анатолий Сопига в сослужении клирика храма диакона Иоанна Алексеева. Исповедь принимал иерей Георгий Чернявский. По окончании богослужения было зачитано Патриаршее послание архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви по случаю отмечаемого 100-летия Поместного Собора 1917-1918 гг..
28 августа в нашем храме была совершена особая служба: погребение Божией Матери.
Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению.

Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита Сергия (Страгородского): «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с ХV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: „Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери – по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. – Сост.) Великая церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери”. …Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника».

В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», – писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый на́десять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание. (Богослужебные указания). Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Анатолий Сопига. Ему сослужили клирики храма священники Олег Соболевский и Георгий Чернявский, диакон Иоанн Алексеев.
На утрени после пения тропарей были прочитаны непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери.  На великом славословии Плащаница крестным ходом была обнесена вокруг храма.

Фотографии можно посмотреть по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/35yz/1UpaiZFLB

(74)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *