Литургия преждеосвященных даров

епископ Арсений (Иващенко)

§1. Что есть литургия преждеосвященных?

Литургия преждеосвященных даров есть такое богослужение, в котором предлагаются для приобщения верующим Св. Дары, освященные на литургии Св. Василия Вел. или Златоустого, в воскресный день.

§2. Когда она совершается?

Эта литургия совершается только во дни св. Четыредесятницы, исключая, впрочем, суббот и недель, и праздника Благовещения. Так говорит 52-е правило шестого вселенского собора: «во весь великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, преждеосвященными службу да содевают».

§3. Кем составлен чин сей литургии?

Симеон митрополит солунский ( 1428), в ответе на 55-й вопрос говорит: «Преждеосвященная литургия издревле существует, от преемников апостольских, как и молитвы свидетельствуют». Тоже говорит и древнейший Симеона отец, св. Софроний, патриарх иерусалимский ( 639): да и шестой вселенский собор (Трульский 691) не узаконил начально, а только подтвердил древний обычай совершения литургии преждеосвященных. Но в настоящий вид чин сей литургии приведен уже в IV веке св. Василием Великим, который стяжал славу тем, что позаботился сверить различные чиноположения и письменно изложить чин литургии сколько можно ближе к чину апостольскому. Потому-то в древних рукописях греческих, сирских и наших славянских сия литургия надписывается именем сего святителя (О литургии Прежд. Даров стр. 51. Москва. 1850).

§4. Откуда взялось мнение, что чин сей литургии написан св. Григорием Двоесловом, папой римским?

Из неправильно понятого известия в греческом житии св. Григория, писанном около XII столетия. Говорится тут, что он «законоположил совершать полную литургию у римлян в постные дни, что исполняется у них до сего дня». Так как слово ῥωμαίω в средние века на востоке означало греков, а римляне больше известны были под именем латинян, то у читателей и последующих писателей вышло смешение понятий; именно некоторые приняли слово ромен за греков, и самую литургию за литургию преждеосвященных. (Тамже, стр. 56 и дал.).

§5. Для чего установлена литургия преждеосвященных?

В пост св. Четыредесятницы правила церковные (48-е лаод. собора) в 167 г. запрещают совершать священнодействие полной литургии, кроме суббот и воскресных дней; и это потому, что дни поста должны быть днями подвижничества, печали и сокрушения, а священнодействие литургии есть праздничное, сопровождаемое духовным веселием и торжеством. Но чтобы, при не совершении литургии, верующие не лишаемы были духовной пищи Тела и Крови Христовой, св. апостолы и богомудрые отцы узаконили в некоторые дни поста совершать литургию преждеосвященных, т. е. под вечер или на вечернем пении, после которого дозволено разрешать пост, совершать некоторое подобие литургии и св. Евхаристию предлагать верующим.

§6. Почему сия литургия не бывает в другие посты?

Потому что пост св. Четыредесятницы есть важнейший и древнейший; и свят. апостолы, установившие литургию преждеосвященных для постных дней, имели в виду этот именно пост. Симеон солунский в 56 ответе: «не совершаются преждеосвященные во иных постах, зане сей (пост Четыредесятницы) паче иных един первый есть, и изящный, и Господний пост, и к том едином сие предадеси действовати в больший нам подвиг».

§7. Почему она соединяется с вечерним богослужением?

Потому что в дни поста вкушение пищи разрешается только к вечеру – в десятом часу дня по восточному счету, а по-нашему – в третьем. (Амвросий мед. в 26 слове). Симеон солунский: «о девятом убо часе совершаем сию службу, соблюдая предел поста».

§8. Как начинается литургия преждеосвященных?

Хотя литургия преждеосвященных начинается с вечерни, но начальный священнический возглас говорится тот же, что и на полной литургии, то есть – Благословенно царство… И это бывает по следующей причине. Так как на литургии преждеосвященных в предложенных Тайнах является совершенное домостроительство Нового завета, то и славится благодатное царство Лиц пресвятая Троицы. – На возглас священника лик отвечает аминь (т. е. так, истинно так!) – и затем совершается обыкновенным порядком вечерня. После великой ектении, бывает стихословие 15-ти псалмов Давидовых, так называемых «песней степеней». Это псалмы 119 – 133.

§9. Почему те псалмы называются песнями степеней, и чтение их стихословием?

Называются они степенными потому, что в ветхозаветном храме пелись они на ступенях храма. Все же они исполнены чувства, пламенеющего к Богу, и весьма прилично молиться словами их людям, которые, стряхнув греховную тину с духовных очей своих, сознают себя странниками и пришельцами в мире сем, оплакивают свои заблуждения и бедствия, и воздыхают о мире горнего отечества.

А чтение означенных псалмов называется стихословием потому, что в древней христианской церкви эти псалмы пелись преемственно двумя ликами по стиху.

§10. Как разделяется это стихословие?

Все стихословие разделяется на три части, из коих каждая заключается славословием пресвятой Троицы и песнею «Аллилуия». После каждого славословия бывает малая ектения.

§11. Что священнодействующий совершает внутри алтаря во время стихословия?

В начале стихословия священник взимает преждеосвященный Хлеб из дарохранительницы, полагает его с великим благоговением на дискос, поставленный на распростертом антиминсе, творит поклоны и каждение, и с дискосом переносит на жертвенник предложения; при этом, молящиеся земным поклоном являют благоговение свое к Святыне переносимой.

На жертвеннике предложения вливает во св. чашу вино, растворенное водою, ничтоже глаголя, кадит звездицу и покровы, и покрывает дискос и чашу, со словами: молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

§12. Что совершается после стихословия?

Поется 140-й псалом – Господи, воззвах к Тебе… и положенные стихиры, коими верующие возбуждаются к посту, или ублажают святых, добре скончавших подвиг земной жизни. Во время пения стихир кадятся алтарь, иконы и народ: затем бывает малый вход с кадилом, а в праздники и с Евангелием.

§13. Что означает малый вход?

Означает пришествие Христа на землю, Его ходатайственное служение для нашего спасения и видимое отшествие Его на небо. «Когда священник исходит и низходит, являет снисхождение и смирение Христа; когда облечен в священнические одежды – воплощение Его; когда, став посредине, преклоняет главу, изображает покорность воле Отца небесного, распятие, смерть и снизшествие во ад» (Сим. Сол. 333 гл.). Кадильный фимиам означает благовонную жертву, принятую Отцом за спасение наше, а знамение креста и воздвижение Евангелия указывает на искупление нас крестною смертию Богочеловека и просвещение спасительным Его учением.

§14. Что бывает по малом входе?

Поется «Свете тихий»… и бывает чтение из книги Бытия. Обычай читать книгу бытия во время Четыредесятницы – древний; известно, что св. Василий В. в Четыредесятницу во время вечернего богослужения говорил свои беседы на первую главу Бытия, которые известны под именем «Шестоднева»: равно и св. Златоуст говорил свои беседы на книгу Бытия в продолжение двух Четыредесятниц.

После чтения из книги Бытия священник, после диаконского возгласа повелите!, осеняя предстоящих свещою и кадилом, говорит: Премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех! Этим осенением и возглашением внушается нам, что Христос, Божия Премудрость, просвещает нас и очищает, а мы обязаны отрешаться от земных пристрастий и прямо к Богу устремлять свои мысли, желания и дела, чтобы соделываться светом о Господе и благоуханием Христовым. После священнического возглашения бывает чтение из книги Притчей.

Но в страстную седмицу читаются другие паремии, именно: одна из книги Исход, а другая из книги Иова. И это – с особенною целью, в книге Исход описывается рабство и бедственная участь израильтян в Египте, а также и избавление от египетского рабства Моисеем. Моисей же был образом Иисуса Христа, спасшего нас от рабства греховного и изведшего в свободу славы чад Божиих. Книга Иова изображает испытания и страдания сего праведника, коего бедствия были предизображением страданий Христовых, а прославление от Бога образом прославления Христа и торжества Его над диаволом.

§15. Что совершается по окончании паремий?

Бывает с коленопреклонением пение стихов из 140-го псалма. Коленопреклоненные молитвы – существенная часть великопостного богослужения издревле, как видно из свидетельства св. Василия В. в книге о св. Духе. А о пении 140-го псалма так заметил св. Златоуст: «много можно найти псалмов, приличных вечернему времени, но не потому отцы избрали сей псалом, а как некое спасительное врачевство, как очищение прегрешений, узаконили воспевать его».

По совершении этого коленопреклоненного моления, священник возглашает, а за ним и вся церковь повторяет, молитву препод. Ефрема СиринаГосподи и Владыко живота моего… Этим и оканчивается собственно вечернее богослужение, а начинается далее литургия.

§16. Какими молитвенными священнодействиями начинается собственно литургия преждеосвященных?

Начинается сугубою ектенией, после которой следуют молитва об оглашенных. В древности крещение совершалось в день Пасхи по преимуществу, и Церковь, приготовляя к нему оглашаемых, усугубляла о них молитвы. Эти оглашаемые назывались «готовящимися к просвещению».

За тем следуют две ектении о верных: сим верующие возбуждаются и приготовляются к достойному предстоянию Царю царствующих и приобщению св. Таин.

§17. Как совершается и что означает великий вход?

Великим входом называется перенесение св. Даров с жертвенника предложения на престол. Священник полагает дискос верху чаши и в половине песни «ныне силы небесные» переносит их, предшествуемый диаконом, который кадит. Все присутствующие повергаются на землю, в знак благоговения к Царю славы, шествующему во св. Дарах. Один священнодействующий берет и дискос, и чашу, чтобы не казалось, что воздается честь вину освященному.

Сей великий вход представляет торжественное явление нам Царя славы, обещавшего пребыть с нами до скончания века – и отличается от входа на полной литургии тем, что здесь воздается честь самому Христу в его истинном Теле и Крови, а там – только образу Тела и Крови Его.

В древности перенесение св. Даров совершалось с пением «аллилуиа»: но с 615-го года патриарх константинопольский Сергий установил петь «ныне силы небесные»: к этой песне присоединено и «аллилуиа».

§18. Что бывает после великого входа?

Священник, поставивши чашу и дискос на престол и покадивши их, произносит в алтаре молитву препод. Ефрема, с поклонами. Затем следует ектения – исполним молитву нашу Господеви! По окончании ектении и по возгласе священника – и сподоби нас, Владыко… поется молитва Господня: Отче наш…

После сего бывает возглас – вонмем! и священник, влагая руку под воздух и с благоговением касаясь св. Хлеба, произносит: преждеосвященная Святая святым! На что лик отвечает: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос..

После того, во время пения стиха: вкусите и видите, яко благ Господь, священнодействующий раздробляет Святый Хлеб «со многим вниманием» и произнося те же слова, что и на полной литургии, то есть: «раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающиеся освящаяй».

Частицу св. Хлеба с именем «Iи» влагает священник в чашу, не говоря ничего, а диакон вливает в чашу теплоту, равно не произнося никаких слов. Затем бывает приобщение, по указанному в чине литургии Преждеосвященных.

§19. Что поется по отверзении царских врат?

По возглашении диаконом «со страхом Божиим и верою приступите» лик поет: «благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите, и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». И затем следуют те же священнодействия, что и на полной литургии до молитвы заамвонной.

§20. Какое содержание заамвонной молитвы?

Молитва сия приспособлена к дням великого поста. Священник молит Творца и Промыслителя, благоволившего ввести нас во всечестные дни сии, укрепить нас в святом подвиге, явить победителями греха и диавола и сподобить неосужденными достигнуть поклониться и святому Воскресению, т. е. в светлый день Пасхи.

За сим бывает конец священнодействия с обыкновенным благословением и отпустительною молитвою.

 

Игум. Арсений

https://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashenko/liturgija-prezhdeosvjashhennyh-darov/

Источник: Епископ Арсений Иващенко. Литургия Преждеосвященных Даров // Воронежские епархиальные ведомости. 1867. № 7. С. 206–215.

(228)

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *